Вариант № 11

Централизованное тестирование. Биология: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 21.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
Время
Прошло 0:00:00
Осталось 2:00:00
1
Задание 1 № 151

Способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность обменных процессов называется:




2
Задание 2 № 152

Продуцентами являются:




3
Задание 3 № 153

Одной из причин опустынивания земель является:




4
Задание 4 № 154

Доминантная гомозигота по аллелям первого гена и гетерозигота по аллелям второго гена может иметь буквенное обозначение генотипа:




5
Задание 5 № 155

Какая клеточная структура обозначена на рисунке цифрой 9?




6
Задание 6 № 156

Завершается формирование веретена деления в ... митоза.




7
Задание 7 № 157

Подберите недостающее понятие, учитывая, что между указанными парами существует одинаковая логическая связь:

диффузия — поступление молекулярного кислорода = экзоцитоз — ?

 




8
Задание 8 № 158

Клетка, обозначенная на схеме оогенеза цифрой 3:




9
Задание 9 № 159

Выберите правильно составленную пару, определяющую разновидность геномной мутации и ее характеристику:




10
Задание 10 № 160

Зависимость жизнедеятельности организма от электромагнитного излучения оптического диапазона выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 400 нм. Какие пределы выносливости по отношению к электромагнитному излучению оптического диапазона будет иметь организм?




11
Задание 11 № 161

Примером топических связей популяций в биоценозе является:




12
Задание 12 № 162

На принадлежность человека к классу Млекопитающие указывает(-ют):




13
Задание 13 № 163

Две расы очанки, совместно обитающие на влажных лугах, цветут в разное время: одна — вначале лета, другая — во второй половине лета. Это пример изоляции:




14
Задание 14 № 164

Установите соответствие:

 

ВЕЩЕСТВО   ХАРАКТЕРИСТИКА

1 — лактоза

2 — коллаген

 

а — относится к дисахаридам

б — является фибриллярным белком

в — выполняет регуляторную функцию

г — входит в состав хрящей и сухожилий

д — может накапливаться в подкожной жировой клетчатке




15
Задание 15 № 165

Найдите два понятия, которые являются общими для процессов фотосинтеза и клеточного дыхания:

 

а — протон водорода

б — грана

в — световая фаза

г — АТФ

д — антикодон




16
Задание 16 № 166

Родословная иллюстрирует наследование одного из заболеваний:

 

 

Определите тип наследования:




17
Задание 17 № 167

Журавль серый в Беларуси является:




18
Задание 18 № 168

Назовите элемент, обозначенный на схеме строения цветка цифрой 5:




19
Задание 19 № 169

Сыроежка желтая — это гриб:




20
Задание 20 № 170

На рисунке изображен лист:




21
Задание 21 № 171

Организм, для которого характерно наличие двух ядер (большого и малого), изображён на рисунке:

 




22
Задание 22 № 172

Выберите верные утверждения:

 

а — мочковатая корневая система образована хорошо выраженным главным и плохо выраженными придаточными корнями

б — образование боковых корней происходит в зоне проведения корня

в — корнеплод является видоизменением главного корня




23
Задание 23 № 173

Укажите стадию жизненного цикла кукушкина льна, обозначенную на схеме цифрой 6:




24
Задание 24 № 174

Выберите признаки, характерные для птиц:

 

а — развита единственная кожная железа — копчиковая

б — полость тела разделена диафрагмой

в — органы выделения — туловищные почки

г — имеется наружный слуховой проход

д — верхние дуги позвонков образуют спинномозговой канал




25
Задание 25 № 175

У речного рака:




26
Задание 26 № 176

У малого прудовика:

 

а — сердце находится в околосердечной сумке

б — раковина состоит из двух симметричных створок

в — замкнутая кровеносная система

г — жаберное дыхание




27
Задание 27 № 177

Охарактеризуйте тип Круглые черви:

 

а — двусторонняя симметрия тела

б — в кожно-мускульном мешке имеется один слой продольных мышц

в — вторичная полость тела

г — раздельнополые

д — представителями являются власоглав и нереис




28
Задание 28 № 178

Сравните позвоночных животных по степени развития осевого скелета и черепа и расположите их в порядке усложнения строения указанных элементов:

 

а — лось

б — кайман

в — линь

г — саламандра




29
Задание 29 № 179

Укажите, для каких организмов характерны перечисленные признаки:

 

ПРИЗНАК   ОРГАНИЗМ

1 — запасной углевод — крахмал

2 — хитинизированная кутикула

3 — в состав клеточной стенки входит хитин

4 — в состав клеточной стенки входит муреин

 

а — сирень

б — муравей

в — жерлянка

г — пеницилл

д — бактерия — возбудитель холеры




30
Задание 30 № 180

Выберите отличительные признаки процессов опыления и оплодотворения таких цветковых растений, как душистый табак (I) и элодея (II), а также признаки, общие для обоих растений (III):

 

а — пыльца переносится водой

б — характерно самоопыление

в — опыляется насекомыми

г — цветки раскрываются в темное время суток

д — эндосперм формируется до оплодотворения

е — спермии образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна




31
Задание 31 № 181

После введения в организм человека противодифтерийной сыворотки формируется иммунитет:




32
Задание 32 № 182

Укажите характерный для эпидермиса кожи человека признак:




33
Задание 33 № 183

На рисунке цифрами 2 и 4 обозначены кости:




34
Задание 34 № 184

Определите вещество секрета пищеварительных желез человека:

 

— является белком;

— обладает обеззараживающим действием — разрушает оболочки бактериальных клеток.




35
Задание 35 № 185

Укажите неверное для мочевыделительной системы человека утверждение:




36
Задание 36 № 186

Если цифрой 1 обозначить хрусталик глаза человека, 2 — сетчатку, 3 — глазное яблоко, то правильное взаиморасположение этих структур будет отображать схема, обозначенная буквой:




37
Задание 37 № 187

Даны элементы сердечно-сосудистой системы человека:

 

а — нижняя полая вена

б — легочный ствол

в — правый желудочек

г — правое предсердие

д — трехстворчатый клапан

 

Установите последовательность движения крови по ним, начиная от нижней полой вены:




38
Задание 38 № 188

В схему гуморальной регуляции в организме человека вставьте пропущенное звено (обозначено знаком «?»):

 




39
Задание 39 № 189

Установите вклад в развитие биологии следующих учёных:

 

УЧЁНЫЙ   ВКЛАД В РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ

А) К. Линней

Б) Дж. Холдейн

В) Д. И. Иваноский

 

1) открыл вирусы

2) разработал модель строения молекулы ДНК

3) ввел бинарную номенклатуру в систематику организмов

4) предложил биохимическую гипотезу возникновения жизни на Земле

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .


Ответ:

40
Задание 40 № 190

Укажите, из каких элементов нейрулы, обозначенных на рисунке цифрами 1—5, развиваются следующие структуры хордовых животных:

 

A) ногти

Б) спинной мозг

В) щитовидная железа

Г) выделительная система

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .


Ответ:

41
Задание 41 № 191

Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):

 

ОРГАНЫ (СТРУКТУРЫ)   СХЕМА СПОСОБА

A) глаза лошади и стигма эвглены

Б) зерновка пшеницы и ягода винограда

В) раковина моллюска и панцирь черепахи

Г) сочные чешуи луковицы лука и листья гороха

Д) собирательные конечности пчелы и прыгательные конечности кузнечика

 

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .


Ответ:

42
Задание 42 № 192

Пептид имеет следующую аминокислотную последовательность:

 

Иле-Мет-Вал-Ала-Сер-Цис.

 

Определите длину (нм) кодирующей цепи молекулы ДНК, если линейная длина одного нуклеотида в среднем составляет 0,34 нм.

 

Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.


Ответ:

43
Задание 43 № 193

Ген I, определяющий группу крови, находится в одной аутосоме с геном, влияющим на развитие ногтей, на расстоянии 10 морганид. Мужчина со второй группой крови и дефектом развития ногтей (доминантный признак), у отца которого была первая группа крови и нормальные ногти, а у матери — вторая группа и дефект развития ногтей, женился на женщине с первой группой крови и нормальными ногтями. Определите вероятность (%) рождения у них ребёнка с первой группой крови и дефектом развития ногтей.

 

Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.


Ответ:

44
Задание 44 № 194

Экологическая пирамида охотничьего угодья имеет следующий вид:

 

Консументы второго порядка
1,2 · 104 кДж

Консументы первого

порядка

Продуценты
2,4 · 105 кДж

 

Используя данные пирамиды, определите, разрешение на отстрел скольких волков (консументов второго порядка) можно выдать для восстановления экологического равновесия, если известно, что в теле одного волка сохраняется 400 кДж полученной энергии. Процесс трансформации энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом Р. Линдемана.

 

Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.


Ответ:

45
Задание 45 № 195

Наименьшей основной единицей классификации, объединяющей медведку, капустную белянку и шмеля, является... .


Ответ:

46
Задание 46 № 196

Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:

 

1) лук

2) мукор

3) клевер

4) полынь

5) кладония

6) земляника

 

Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .


Ответ:

47
Задание 47 № 197

Выберите три верных утверждения, касающихся тканей цветковых растений:

 

1) основная функция хлоренхимы — фотосинтез

2) флоэма придает прочность различным частям растения

3) верхушечная меристема обеспечивает рост растения в длину

4) все виды паренхим относятся к образовательным тканям растений

5) колленхима образована живыми клетками с неравномерно утолщенными оболочками

6) эпидермис состоит из мертвых клеток с равномерно утолщенными одревесневшими оболочками

 

Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .


Ответ:

48
Задание 48 № 198

Выберите три верных утверждения, относящихся к соединительной ткани в организме человека:

 

1) образует связки и сухожилия

2) бывает покровной и железистой

3) относится к пограничным тканям

4) питание обеспечивают клетки глии

5) межклеточное вещество может быть представлено волокнами

6) входит в состав стенок крупных кровеносных и лимфатических сосудов

 

Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .


Ответ:

49
Задание 49 № 199

Сердечный индекс определяется как отношение массы сердца к массе тела, выраженное в процентах. Проанализируйте приведённые на графике показатели. Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения их сердечного индекса:

 

1) галка

2) тетерев

3) аист белый

4) ласточка деревенская

 

Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .


Ответ:

50
Задание 50 № 200

Новорожденный ребенок непроизвольно обхватывает кистью вложенный ему в ладонь палец. Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса от рецепторов кожи к скелетным мышцам, используя все предложенные элементы:

 

1) спинномозговой ганглий

2) аксон вставочного нейрона

3) задние рога спинного мозга

4) аксон двигательного нейрона

5) аксон чувствительного нейрона

6) дендрит чувствительного нейрона

 

Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .


Ответ:
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.