Вариант № 13

Централизованное тестирование. Биология: полный сборник тестов, 2015 год. Вариант 41.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 1 № 251

Укажите, какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке:




2
Задание 2 № 252

Деградация почвенного покрова Земли и опустынивание территорий является примером:




3
Задание 3 № 253

Какой критерий вида основан на сходстве внешнего и внутреннего строения особей одного вида?




4
Задание 4 № 254

Укажите генотип организма, сформировавшего четыре типа гамет в следующем процентном соотношении — 45% Cd; 45% cD; 5% CD; 5% cd:




5
Задание 5 № 255

По химической природе целлюлоза является:




6
Задание 6 № 256

На схеме строения цитоплазматической мембраны цифрой 4 обозначен(-ы):




7
Задание 7 № 257

На схеме строения молекулы ДНК цифрами I и II соответственно обозначены:




8
Задание 8 № 258

В процессе сперматогенеза у млекопитающих различают четыре периода. В период созревания:




9
Задание 9 № 259

Выберите утверждения, верно характеризующие популяцию:

 

а — в случае равенства величин абсолютной рождаемости и смертности численность популяции будет расти

б — если в популяции мала доля предрепродуктивных особей, она является стареющей

в — при благоприятных условиях в популяции поддерживается относительно стабильный уровень ее численности




10
Задание 10 № 260

Одним из признаков, указывающих на принадлежность человека к классу Млекопитающие, являются(-ется):




11
Задание 11 № 261

На рисунке изображена общая схема действия одной из форм естественного отбора. Укажите пример действия этой формы отбора:




12
Задание 12 № 262

Распространение семян малины медведем является примером действия факторов:




13
Задание 13 № 263

В схеме экологической сукцессии, протекающей на территории осушенного верхового болота, отсутствуют два звена (I и II):

травянистые растения → I → береза, осина → II.

 

Восстановите возможную схему сукцессии, используя следующие компоненты:

 

а — кустарники и кустарнички

б — зеленые и бурые водоросли

в — сосна

г — ряска, элодея и другие гидрофиты

д — подростели




14
Задание 14 № 264

В кариотипе организма 14 хромосом. Сколько хромосом и хроматид будет соматической клетке в пресинтетический (G1) период интерфазы?




15
Задание 15 № 265

Для аэробного этапа клеточного дыхания, так же как и для молочнокислого брожения, характерны признаки:

 

а — конечным продуктом является С_6$Н_{12}$О_6

б — может осуществляться в организме человека и животных

в — относится к реакциям диссимиляции

г — протекает при участии О_2

д — в результате синтезируется АТФ




16
Задание 16 № 266

Из четырех приведенных пар органов (структур) живых организмов три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:




17
Задание 17 № 267

Удаление из организма животных продуктов обмена веществ обеспечивает система органов:




18
Задание 18 № 268

Класс — это таксономическая категория, объединяющая родственные:




19
Задание 19 № 269

Пихта белая и овсяница высокая являются:




20
Задание 20 № 270

На схеме строения речного рака структурные элементы нервной системы обозначены цифрами:




21
Задание 21 № 271

На рисунке изображен лист:




22
Задание 22 № 272

Укажите неверное утверждение:




23
Задание 23 № 273

Структуры, обозначенные на схеме строения бактерии цифрой 1:




24
Задание 24 № 274

Выберите признаки, характерные для щитовника мужского:

 

а — гаметофит зависит от спорофита и питается за его счет

б — имеются придаточные корни

в — группы спорангиев защищены покрывальцем

г — заросток развивается в симбиозе с грибами в течение 6—10 лет

д — молодые листья свернуты улиткообразно




25
Задание 25 № 275

У сосны обыкновенной:




26
Задание 26 № 276

Определите растение по описанию:

 

— цветет ранней весной;

— является раздельнополым, однодомным;

— тычиночные цветки — в поникающих сережках, пестичные — пазушные, мелкие;

— продуцирует много мелкой, легкой пыльцы;

— опыляется ветром.




27
Задание 27 № 277

Определите отряд насекомых по описанию:

 

— две пары крыльев образуют единую летательную поверхность;

— ротовой аппарат грызущий или лакающий;

— в цикле развития имеется стадия куколки;

— многие виды являются общественными насекомыми.




28
Задание 28 № 278

Вспомните, к какому классу относится веретеница, и выберите признаки, характерные для представителей этого класса:

 

а — два круга кровообращения

б — туловищные почки

в — наличие трахеи и бронхов

г — наружное оплодотворение

д — прямое развитие




29
Задание 29 № 279

Укажите, к какому отряду и классу относятся животные:

 

ЖИВОТНЫЕОТРЯДКЛАСС

1 — ночница прудовая

2 — квакша обыкновенная

3 — ящерица живородящая

а — Грызуны

б — Хвостатые

в — Бесхвостые

г — Чешуйчатые

д — Рукокрылые

е — Птицы

ж — Земноводные

з — Млекопитающие

и — Пресмыкающиеся




30
Задание 30 № 280

Установите соответствие:

 

ЖИВОТНОЕ   ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК

1 — гидра

2 — острица

3 — беззубка

 

а — жаберное дыхание

б — лучевая симметрия тела

в — сквозная кишечная трубка

г — стволовая нервная система

д — незамкнутая кровеносная система

е — наличие раковины, состоящей из двух симметричных створок




31
Задание 31 № 281

Укажите, как при оказании доврачебной помощи правильно зафиксировать конечность при переломе у человека костей предплечья:




32
Задание 32 № 282

Кровь обеспечивает перераспределение тепла в организме человека. Эта функция крови называется:




33
Задание 33 № 283

Для поддержания гомеостаза при понижении температуры окружающей среды до +10 °C в организме человека происходит:




34
Задание 34 № 284

Железистый эпителий в организме человека:

 

а — выполняет секреторную функцию

б — имеет жидкое межклеточное вещество

в — обеспечивает транспорт кислорода

г — образует межпозвоночные диски, суставные поверхности костей




35
Задание 35 № 285

Вставьте пропущенное звено в схему, отражающую передачу звуковых колебаний в органе слуха человека:

 




36
Задание 36 № 286

Спирограмма тяжелоатлета показала, что дыхательный объем его легких составил 900 см3, резервный объем вдоха — 2100 см3, а резервный объем выдоха — 1600 см3. Определите жизненную ёмкость лёгких тяжелоатлета (см3):




37
Задание 37 № 287

Выберите признаки, характерные для элемента пищеварительной системы человека, обозначенного на рисунке цифрой 4:

 

а — большой по диаметру (около 6 см), имеет типичные вздутия

б — слизистая оболочка содержит железы, которые вырабатывают пепсин

в — содержит бактериальную микрофлору, участвующую в частичном расщеплении целлюлозы

г — под действием липазы в нем происходит расщепление эмульгированных жиров молока

д — в нем происходит всасывание основной массы воды, минеральных солей и некоторых синтезированных витаминов




38
Задание 38 № 288

Для каждой доли коры больших полушарий головного мозга человека, которые обозначены на рисунке цифрами, подберите соответствующую функцию:

 

a — ощущение жажды, голода

б — управление произвольными движениями

в — определение высоты, тембра и громкости звука

г — восприятие и различение на ощупь формы, размера и характера поверхности предметов

д — зрительное ощущение формы, окраски, величины, расположения и направления движения предметов




39
Задание 39 № 289

В свежевырытый пруд было запущено 8 кг малька белого амура и 2 кг малька окуня. Какое минимальное количество комбикорма (кг), который потреблял только малёк белого амура, использовал хозяин пруда, если в конце сезона он выловил 68 кг белого амура и 8 кг окуня? В 100 г комбикорма запасено 300 ккал энергии, а в 100 г биомассы консументов — 100 ккал. Переход энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом 10%.

 

Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.


Ответ:

40
Задание 40 № 290

У канареек зеленая окраска оперения доминирует над коричневой и определяется геном, локализованным в X-хромосоме, а короткий клюв доминирует над длинным и определяется геном, локализованным в аутосоме. При скрещивании зеленого самца с коротким клювом и коричневой короткоклювой самки было получено 8 птенцов с различным сочетанием обоих фенотипических признаков. Определите, сколько среди них коричневых самцов с длинным клювом, учитывая, что мужской пол является гомогаметным и расщепление соответствовало теоретически ожидаемому.

 

Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.


Ответ:

41
Задание 41 № 291

Установите соответствие:

 

СТРУКТУРА КЛЕТКИ   ХАРАКТЕРИСТИКА

А) рибосома

Б) центриоль

В) хлоропласт

Г) гладкая эндоплазматическая сеть

 

1) немембранный компонент клетки, обеспечивающий синтез белка

2) двумембранный органоид, внутренняя мембрана которого образует тилакоиды

3) система каналов и полостей, на поверхности которых синтезируются углеводы и липиды

4) полый цилиндр, состоящий из девяти триплетов микротрубочек, соединенных белками в единую систему

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.


Ответ:

42
Задание 42 № 292

Для каждой ткани (структурного элемента) растения укажите функцию, которую главным образом она (он) выполняет:

 

ТКАНЬ (СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ)   ФУНКЦИЯ

А) сосуды

Б) устьице

В) склеренхима

Г) пробковый камбий

 

1) опорная

2) транспирация

3) рост побега в длину

4) запас питательных веществ

5) образование новых клеток пробки

6) проведение продуктов фотосинтеза

7) проведение воды и минеральных солей

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.


Ответ:

43
Задание 43 № 293

Укажите названия костей (частей скелета), обозначенных на схеме скелета млекопитающего буквами А—Г:

 

 

1) бедро

2) плечо

3) череп

4) ребро

5) голень

6) предплечье

7) грудной позвонок

8) поясничный позвонок

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.


Ответ:

44
Задание 44 № 294

Для каждого животного укажите систематическую группу, к которой оно принадлежит:

 

ЖИВОТНОЕ   СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА

А) актиния

Б) скорпион

В) трихинелла

Г) чесоточный клещ

Д) яблонная плодожорка

 

1) Насекомые

2) Плоские черви

3) Круглые черви

4) Паукообразные

5) Кольчатые черви

6) Кишечнополостные

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.


Ответ:

45
Задание 45 № 295

Укажите три верных утверждения:

 

1) явление фагоцитоза открыл И. И. Мечников

2) авторами клеточной теории являются Дж. Уотсон и Ф. Крик

3) хромосомную теорию наследственности разработал Т. Морган

4) основоположником научной микроскопии, открывшим одноклеточные организмы — инфузории, амебы, бактерии, является А. Левенгук

5) учение об основных направлениях эволюции и путях достижения биологического прогресса было разработано Ч. Дарвиным и дополнено его учеником К. Линнеем.

 

Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.


Ответ:

46
Задание 46 № 296

Исходя из особенностей эмбрионального развития предложенных организмов, выберите трёх вторичноротых животных:

 

1) лещ

2) нереис

3) сокол

4) планария

5) бокоплав

6) саламандра

 

Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.


Ответ:

47
Задание 47 № 297

В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток тысячелистника, содержащих разное количество хромосом:

 

1)9; 2)17; 3)19; 4)27; 5)36; 6)16; 7)38; 8)54.

 

Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида тысячелистника 18 хромосом.

 

Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.


Ответ:

48
Задание 48 № 298

Выберите три верных утверждения:

 

1) протисты имеют мембранные органоиды

2) основное запасное питательное вещество хлореллы — крахмал

3) у инфузории туфельки и эвглены зеленой нет органоидов движения

4) у вольвокса имеются многоклеточные органы полового размножения

5) сходство амебы обыкновенной и инфузории туфельки состоит в гетеротрофном типе питания

 

Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.


Ответ:

49
Задание 49 № 299

Укажите три признака, верно характеризующие инсулин организма человека:

 

1) имеет белковую природу

2) синтезируется в коре надпочечников

3) повышает содержание глюкозы в крови

4) стимулирует превращение глюкозы в гликоген

5) вырабатывается клетками поджелудочной железы

6) при снижении его выработки развивается бронзовая болезнь

 

Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.


Ответ:

50
Задание 50 № 300

Составьте последовательность движения крови в организме человека из бедренной артерии в легочный ствол, используя все предложенные элементы:

 

1) правое предсердие

2) правый желудочек

3) нижняя полая вена

4) капилляры нижней конечности

5) отверстие, снабженное трехстворчатым клапаном

 

Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 54123.


Ответ:
Чтобы отправить работу учителю, перейдите на следующую страницу, сверьте ваши решения заданий с развернутым ответом с образцами, оцените ваши решения и сохраните выставленные баллы.