При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
Укажите, какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке:
Укажите генотип организма, образующего два типа гамет — AВ, аВ:
В половых клетках диплоидного культурного растения 18 хромосомы. Укажите количество хромосом в его соматических клетках в норме:
Доминантная гомозигота по аллелям первого гена и гетерозигота по аллелям второго гена может иметь буквенное обозначение генотипа:
Триплет РНК ГУУ кодирует только аминокислоту валин, ГЦА — только аланин. Это свойство генетического кода называется:
В бесполом размножении могут участвовать:
В состав РНК может входить:
На диаграммах 1—4 показано соотношение возрастных групп особей в популяции:
а — репродуктивные особи
б — предрепродуктивные особи
в — пострепродуктивные особи
Определите, какая диаграмма соответствует растущей популяции:
Из четырех предложенных химических элементов три можно объединить в одну группу (по их процентному содержанию в живых организмах). Укажите элемент, который не входит в эту группу:
Зависимость жизнедеятельности организма от содержания углекислого газав окружающей среде выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 0,02 %. Какие пределы выносливости по отношению --- к содержанию углекислого газа будет иметь организм?
На пшеничном поле в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II):
пшеница → I → хорек → II.
Восстановите возможную цепь питания, используя организмы:
а — беркут
б — куколка шелкопряда
в — ласточка
г — белка
д — голубь
е — мышь
Отец и сын больны синдромом Хантера (наследственное рецессивное заболевание, сцепленное с Х-хромосомой), а мать здopoвa. Укажите верное утверждение:
Укажите особенности первичных (I) и вторичных (II) сукцессий:
а) начинаются на месте частично разрушенной экосистемы;
б) протекают повсеместно и постоянно;
в) начинаются на месте, не заселенном живыми организмами;
г) начальные стадии протекают сравнительно быстро, а конечные — медленнее;
д) более продолжительны по времени (достижение климаксовой стадии обычно занимает столетия и тысячелетия);
е) начальные стадии протекают сравнительно медленно, а конечные — быстрее.
На рисунке показано соотношение экологических групп по отношению к влаге в моделях луговых сообществ 1−5.
На лугу, где произрастает сообщество 1, начали появляться зоны постоянного подтопления. Спрогнозируйте, в какой последовательности будут сменяться сообщества на данной территории, используя предложенные модели:
Выберите отличительные признаки процессов ассимиляции (I) и диссимиляции (II), а также признаки, общие для процессов обоих типов (III):
а) продукты синтеза являются специфичными для организма;
б) энергия аккумулируется в виде макроэргических связей АТФ;
в) преобладают в молодых растущих организмах;
г) катализируются ферментами;
д) регулируются нервной системой.
На рисунке представлено влияние температуры окружающей среды на температуру тела собаки.
Укажите животных с подобной терморегуляцией:
а — тритон
б — тетерев
в — барсук
г — шмель
д — лошадь
Автотрофом является:
Даны пять пар примеров органов (структур) живых организмов, три из которых могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции:
а — млечные железы козы и потовые железы человека
б — спора бактерии и циста инфузории
в — ласты тюленя и конечности крота
г — крылья ушана и крылья майского жука
д — почечные чешуи тополя и колючки кактуса
Укажите, как называются эти три пары органов (структур) и какие два примера к ним не относятся («лишние»):
Побег обозначен на рисунке цифрой:
Согласно бинарной номенклатуре в названии синица большая слово «большая»
На рисунке скелета птицы грудной киль обозначен цифрой:
Выберите верные утверждения:
а — в состав центрального цилиндра корня входят проводящие ткани
б — корень растет в длину зa счет деления клеток корневой шейки, расположенной на границе между главным корнем и нижней частью стебля
в — при недостатке в почве кислорода рост корней замедляется
Выберите признаки, характерные для круглых червей:
а) полость тела заполнена жидкостью, играющей роль гидроскелета; б) кишечная трубка сквозная; в) кровеносная система замкнутая; г) нервная система разбросанно-узлового типа; д) являются раздельнополыми.
Выберите признаки, характерные для птиц:
а) артериальный и венозный кровотоки разобщены; б) кости конечностей опираются на пояса конечностей; в) протоки сальных желез открываются в волосяные сумки; г) у самок развиты парные яичники; д) губчатые легкие.
Орган какой системы на схеме строения наземного моллюска обозначен цифрой 5?
У безубки:
а — фильтрационный способ питания
б — раковина цельная, имеет вид башенки, колпачка или кольца
в — вторичная полость тела
г — развитие с личиночной стадией
У спирогиры:
а — вегетативное тело состоит из одной клетки
б — таллом нитчатый
в — хлоропласт в виде незамкнутото пояска
г — бесполое размножение - фрагментация
Выберите правильно составленные пары, включающие отряд млекопитающих и его представителя:
а — отряд Сумчатые — ехидна
б — отряд Грызуны — хомяк
в — отряд Непарнокопытные — зубр
г — отряд Хищные — выдра
д — отряд Приматы — горилла
Для каждого из структурных элементов растительной клетки, обозначенных на рисунке буквами A—Г, подберите соответствующий признак:
1) состоит из хитина
2) может накапливать алкалоиды и танины
3) содержит в своем составе фибриллы целлюлозы
4) содержит хроматин и одно или несколько ядрышек
5) обеспечивает поглощение и преобразование энергии света в энергию химических связей
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .
Ответ:
Укажите, из каких элементов нейрулы, обозначенных на рисунке цифрами 1—5, развиваются следующие структуры хордовых:
А) волосы;
Б) нервная трубка;
В) гладкая мускулатура;
Г) эпителий тонкого кишечника.
Ответ:
Установите соответствие:
А) вакуоль
Б) лейкопласты
В) митохондрия
Г) гладкая эндоплазматическая сеть
1) полость, ограниченная одной мембраной и заполненная клеточным соком
2) система каналов и полостей, на поверхности которых синтезируются углеводы и липиды
3) двумембранный органоид, внутренняя мембрана которого образует складки — кристы
4) бесцветные пластиды, в которых запасаются питательные вещества — крахмал, белки, жиры
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Ответ:
Для каждой ткани (структурного элемента) растения укажите функцию, которую главным образом она (он) выполняет:
A) сосуды
Б) лубяные волокна
В) пробковый камбий
Г) хлорофиллоносная парёнхима
1) опорная
2) фотосинтез
3) рост побега в длину
4) запас питательных веществ
5) образование новых клеток пробки
6) проведение продуктов фотосинтеза
7) проведение воды и минеральных солей
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Ответ:
Укажите названия костей (частей скелета), обозначенных на схеме скелета млекопитающего буквами А—Г:
1) бедро
2) плечо
3) череп
4) ребро
5) голень
6) предплечье
7) грудной позвонок
8) поясничный позвонок
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Ответ:
У человека группа крови и резус-фактор определяются аутосомными генами и наследуются независимо. Резус-положительность доминирует над резус-отрицательностью. В семье, где отец имеет кровь II группы и является резус-положительным, а резус-отрицательная мать имеет кровь III группы, родилась резус-отрицательная дочь с кровью I группы. Какова вероятность (%) рождения в этой семье резус-положительного ребенка с кровью IV группы?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробные числа округляйте до целых), единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Классифицируйте редьку дикую, расположив в порядке иерархичности (начиная с наименьшего ранга) пять подходящих элементов из предложенных:
1)семейство Крестоцветные
2) отдел Покрытосеменные
3) класс Однодольные
4) семейство Бобовые
5) класс Двудольные
6) царство Растения
7) отряд Цветковые
8) род Редька
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 74132.
Ответ:
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) пырей;
2) береза;
3) сирень;
4) спирогира;
5) тимофеевка;
6) лиственница.
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Ответ:
При скрещивании дигибридной пестрой хохлатой курицы с таким же петухом было получено 32 потомка, среди которых 2 черных цыпленка без хохла, 2 — белых без хохла, 6 — белых хохлатых. Сколько пестрых хохлатых цыплят было в потомстве, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
Ответ:
Ознакомьтесь с графиком интенсивности метаболизма у некоторых животных в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях).
Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения у них интенсивности метаболизма (при одинаковых внешних условиях):
1) рысь
2) лошадь
3) куница
4) белка
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 413... .
Ответ:
Укажите две правильно составленные пары, включающие гормон и следствие его избыточной продукции в организме человека:
1) фибриноген — гемофилия;
2) соматотропин — гигантизм;
3) инсулин — сахарный диабет;
4) кортизол — бронзовая болезнь;
5) меланотропин — отсутствие пигмента в клетках кожи;
6) адреналин — устойчивое увеличение частоты и силы сердечных сокращений.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 15.
Ответ:
Укажите три признака, характерные для структуры, обозначенной на схематическом рисунке головного мозга человека цифрой 6:
1) синтезирует вазопрессин;
2) входит в состав среднего мозга;
3) содержит соеудодвигательный центр;
4) является частью промежуточного мозга;
5) регулирует деятельность эндокринной системы;
6) обеспечивает ориентировочные рефлексы на свети звук;
7) содержит высшие центры различных видов чувствительности.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Ответ:
Сравните скорпиона и белянку. Укажите признаки, характерные для обоих животных:
1) усиков нет;
2) имеется брюшная нервная цепочка;
3) ходильных конечностей четыре пары;
4) органы выделения — мальпигиевы сосуды;
5) тело покрыто хитинизированной кутикулой;
6) в цикле развития три стадии: яйцо, личинка и взрослая особь;
7) у самки на брюшке есть видоизмененный яйцеклад, протоком связанный с ядовитой железой.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Ответ:
Прочитайте отрывок из исследовательской работы группы юных натуралистов.
Изучив диаграмму (см. рис.) и выявив общую закономерность, мы стали сравнивать других животных, а затем распределили их по группам. В группу А были включены животные, масса которых менее 500 г. Это представители отряда Рукокрылые, а также мышь, хомяк и ласка. В группу В (0,5−1 кг) вошли представители отряда Насекомоядные, а также белка, в группу С (1,1−5 кг) — куница, ондатра, нутрия, в группу D (5,1−15 кг) — лисица, выдра, рысь, барсук, мартышка, в группу Е (15,1−50 кг) — бобр, волк, шимпанзе. Практически все представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные, которых мы сравнивали, весили более 250 кг и составили группу G. Исключением стал кабан, его масса была меньше (около 80 кг). Его, а также морского котика, орангутана и гориллу, масса которых 51−250 кг, объединили в группу F.
Используя данные текста, расположите следующих животных из числа изученных юными натуралистами в порядке увеличения интенсивности потребления ими кислорода в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях):
1) рысь;
2) зебра;
3) ушан;
4) кабан;
5) ондатра.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ:
Для каждого вещества организма человека подберите соответствующее описание:
A) лизоцим
Б) тромбин
B) мальтаза
Г) окситоцин
Д) холестерин
1) белок системы свертывания крови
2) пищеварительный фермент, расщепляющий дисахариды
3) белок слюны, обладающий обеззараживающим действием
4) пептид, стимулирующий сокращение гладкой мускулатуры матки
5) гидрофобное вещество, входящее в состав биологических мембран
6) гормон передней доли гипофиза, регулирующий деятельность половых желез
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б4В5Г2Д1.
Ответ:
Человек уколол иглой палец и непроизвольно отдернул руку. Составьте последовательность передачи нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса, выбрав пять подходящих элементов из приведенных:
1) аксон вставочного нейрона;
2) тело двигательного нейрона;
3) ганглий симпатического ствола;
4) задний корешок спинномозгового нерва;
5) передний корешок спинномозгового нерва;
6) чувствительные нервные окончания в коже;
7) зона кожно-мышечной чувствительности коры больших полушарий.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41525.
Ответ: