При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
Укажите, какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке:
Укажите генотип организма, образующего два типа гамет — аВ, аb:
В половых клетках диплоидного культурного растения 32 хромосомы. Укажите количество хромосом в его соматических клетках в норме:
Рецессивная гомозигота по аллелям первого гена и гетерозигота по аллелям второго гена может иметь буквенное обозначение генотипа:
Путь эволюции, связанный со снижением морфофизиологической организации, редукцией ряда органов и их систем в результате приспособления организмов к более простым условиям существования, называется:
Дочерние хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки в ... митоза.
Подберите недостающее понятие, учитывая, что между указанными парами существует одинаковая логическая связь:
В кариотипе диплоидного вида томата 24 хромосомы. Сколько хромосом и хроматид будет в соматической клетке во время метафазы митоза?
Выберите правильно составленную пару, определяющую хромосомную перестройку и механизм ее формирования:
Популяцию составляют:
Примером топических связей популяций в биоценозе является:
Расположите в хронологическом порядке структуры, формирующиеся в ходе эмбрионального развития ланцетника:
а) бластоцель;
б) бластомеры;
в) первичная кишка;
г) нервный желобок.
В пределах общего ареала одна часть черных дроздов живет в глухих лесах, другая — в населенных пунктах. Это пример изоляции:
Определите, какие утверждения относятся к половому размножению (I), а какие — к бесполому (II):
а — способствует быстрому увеличению численности особей в популяции без повышения их генетического разнообразия
б — осуществляется с помощью специализированных клеток — гамет
в — новый организм развивается из зиготы
г — одной из форм является почкование
Найдите два понятия, которые являются общими для процессов фотосинтеза и клеточного дыхания:
а) НАДФ. Н+H", б) протон водорода, в) АТФ-синтетаза, г) тилакоид, д) гликолиз.
Укажите примеры, подтверждающие биогенетический закон:
а) предупреждающая окраска у ядовитых животных;
б) наличие однослойного эпителия у эмбриона человека на ранних стадиях развития;
в) формирование плавниковых лучей у рыб;
г) закладка хорды у зародыша птиц;
д) редукция органов чувств у паразитических червей.
Укажите утверждение, неверное в отношении листа покрытосеменных растений:
Отдел — это таксономическая категория, объединяющая родственные:
На схеме строения корня растения цифрой 4 обозначена- ен):
К основным тканям растений относятся:
У рыб орган зрения представлен:
У ящерицы прыткой:
а) органы выделения — туловищные почки; б) к позвонкам грудного и поясничного отделов прикреплены ребра; в) в левую дугу аорты поступает смешанная кровь; г) кожа участвует в газообмене; д) внутреннее оплодотворение.
В предложения, характеризующие особенности классов покрытосеменных растений, на месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова:
а) цветок, схематично изображенный на рисунке, характерен для растений класса ...;
б) жилкование листа, изображенного на рисунке, является характерным признаком растений класса ... .
Выберите признаки, характерные для щитовника мужского:
а) проводящим элементом ксилемы являются трахеиды;
б) в жизненном цикле преобладает гаметофит;
в) листья имеют стеблевое происхождение;
г) на заростке образуются антеридии и архегонии;
д) двойное оплодотворение.
На схеме строения паука-крестовика структурные элементы половой системы обозначены цифрами:
У беззубки:
а) фильтрационный способ питания; б) раковина цельная, имеет вид башенки, колпачка или кольца; в) вторичная полость тела; г) развитие с личиночной стадией.
Укажите пару птиц, имеющих выводковый тип развития птенцов:
Сравните позвоночных животных по степени развития осевого скелета и черепа и расположите их в порядке усложнения строения указанных элементов:
а — лось
б — кайман
в — линь
г — саламандра
Для каждого из структурных элементов растительной клетки, обозначенных на рисунке буквами A—Г, подберите соответствующий признак:
1) состоит из гликогена
2) синтезирует пектиновые вещества
3) содержит кольцевую молекулу ДНК
4) содержит в своем составе фибриллы целлюлозы
5) обеспечивает осморегуляцию, а также изоляцию запасных питательных веществ и конечных продуктов жизнедеятельности
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .
Ответ:
Установите соответствие:
A) ядро
Б) гликокаликс
B) комплекс Гольджи
Г) гладкая эндоплазматическая сеть
1) осморегуляция
2) рецепция, узнавание
3) образование лизосом
4) синтез липидов и углеводов
5) хранение наследственной информации
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2Г1.
Ответ:
Белок состоит из 80 аминокислотных остатков. Какую длину (нм) имеет кодирующий его участок транскрибируемой цепи ДНК, если один виток двойной спирали ДНК включает 10 пар нуклеотидов и имеет длину 3,4 нм? Стартовый кодон и стоп-кодон при расчетах не учитывайте.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробные числа округляйте до целых), единицы измерения не указывайте. Например: 14.
Ответ:
В лаборатории студенты изучают температуру плавления ДНК (разделение комплементарных цепей при нагревании). В их распоряжении имеются 4 молекулы ДНК одинаковой длины, но с разным содержанием нуклеотидов (см. табл.):
Номер образца | 1 | 2 | 3 | 4 |
Содержание цитидиловых нуклеотидов (% от общего числа) | 6 | 38 | 12 | 44 |
Расположите номера образцов в порядке расплавления молекул ДНК, начиная с образца, в котором молекула ДНК расплавится первой.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 4132.
Ответ:
Ген I, определяющий группу крови, находится в одной аутосоме с геном, влияющим на развитие ногтей, на расстоянии 10 морганид. Мужчина с четвертой группой крови и дефектом развития ногтей (доминантный признак), у отца которого была вторая группа крови и дефект развития ногтей, а у матери — третья группа и нормальные ногти, женился на женщине с первой группой крови и нормальными ногтями. Определите вероятность (%) рождения у них ребенка с третьей группой крови и нормальным развитием ногтей.
Ответ:
У человека брахидактилия (укорочение средней фаланги пальцев) доминирует над нормальным развитием скелета, при этом в гомозиготном состоянии аллель брахидактилии вызывает гибель эмбрионов. Курчавость волос наследуется по промежуточному типу (курчавые, волнистые и прямые волосы). Оба признака являются аутосомными и наследуются независимо. Определите вероятность (%) рождения детей с нормальным скелетом и прямыми волосами в семье, в которой оба родителя страдают брахидактилией и имеют волнистые волосы.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Классифицируйте тимофеевку луговую, расположив в порядке иерархичности (начиная с наименьшего ранга) пять подходящих элементов из предложенных:
1) род Тимофеевка
2) семейство Злаки
3) отряд Цветковые
4) царство Растения
5) класс Двудольные
6) семейство Бобовые
7) класс Однодольные
8) отдел Покрытосеменные
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 74132.
Ответ:
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) ясень
2) рожь
3) очиток
4) вольвокс
5) сальвиния
6) подорожник
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Ответ:
При скрещивании дигибридной пестрой хохлатой курицы с таким же петухом было получено 48 потомков, среди которых 9 черных хохлатых цыплят, 3 — черных без хохла, 9 — белых хохлатых. Сколько пестрых цыплят без хохла было в потомстве, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
Ответ:
Для каждого животного укажите таксон, к которому оно принадлежит:
A) пескожил
Б) нереис зеленый
B) бокоплав Палласа
Г) коромысло большое
Д) беззубка обыкновенная
1) тип Хордовые
2) тип Моллюски
3) тип Членистоногие
4) тип Плоские черви
5) тип Круглые черви
6) тип Кольчатые черви
7) тип Кишечнополостные
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2Г1Д1.
Ответ:
Сердечный индекс определяется как отношение массы сердца к массе тела, выраженное в процентах. Проанализируйте приведенные на графике показатели. Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения их сердечного индекса:
1) тетерев;
2) голубь сизый;
3) лебедь-шипун;
4) воробей домовый.
Ответ:
Человек непроизвольно отдернул руку от горячего предмета. Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса от рецепторов кожи к скелетным мышцам, используя все предложенные элементы:
1) спинномозговой ганглий
2) аксон вставочного нейрона
3) аксон двигательного нейрона
4) передние рога спинного мозга
5) аксон чувствительного нейрона
6) дендрит чувствительного нейрона
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .
Ответ:
Сравните речного рака и коромысло. Укажите признаки, характерные для обоих животных:
1) гермафродиты;
2) усиков одна пара;
3) имеется пара фасеточных глаз;
4) ходильных конечностей пять пар;
5) имеется брюшная нервная цепочка;
6) органы выделения — мальпигиевы сосуды;
7) тело покрыто хитинизированной кутикулой.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Ответ:
Прочитайте отрывок из исследовательской работы группы юных натуралистов.
Изучив диаграмму (см. рис.) и выявив общую закономерность, мы стали сравнивать других животных, а затем распределили их по группам. В группу А были включены животные, масса которых менее 500 г. Это представители отряда Рукокрылые, а также мышь, хомяк и ласка. В группу В (0,5−1 кг) вошли представители отряда Насекомоядные, а также белка, в группу С (1,1−5 кг) — куница, ондатра, нутрия, в группу D (5,1−15 кг) — лисица, выдра, рысь, барсук, мартышка, в группу Е (15,1−50 кг) — бобр, волк, шимпанзе. Практически все представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные, которых мы сравнивали, весили более 250 кг и составили группу G. Исключением стал кабан, его масса была меньше (около 80 кг). Его, а также морского котика, орангутана и гориллу, масса которых 51−250 кг, объединили в группу F.
Используя данные текста, расположите следующих животных из числа изученных юными натуралистами в порядке увеличения интенсивности потребления ими кислорода в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях):
1) еж;
2) олень;
3) мышь;
4) выдра;
5) горилла.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ:
Для каждого вещества организма человека подберите соответствующее описание:
A) липаза
Б) эластин
B) родопсин
Г) интерферон
Д) желчная кислота
1) компонент секрета печени
2) светочувствительный белок клеток сетчатки глаза
3) пищеварительный фермент, расщепляющий жиры
4) белок, защищающий организм от вирусных инфекций
5) пищеварительный фермент, расщепляющий полисахариды
6) фибриллярный белок, выполняющий структурную функцию
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б4В5Г2Д1.
Ответ:
Опустив ногу в ледяную воду, человек непроизвольно ее выдернул. Составьте последовательность передачи нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса, выбрав пять подходящих элементов из приведенных:
1) спинномозговой ганглий;
2) аксон вставочного нейрона;
3) аксон двигательного нейрона;
4) дендрит чувствительного нейрона;
5) тело вставочного нейрона в дерме кожи ноги;
6) тело нейрона в передних рогах спинного мозга;
7) двигательная зона в передней центральной извилине коры больших полушарий.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41525.
Ответ: