При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
Биологический объект, который является элементарной единицей организменного уровня организации живых систем, изображен на рисунке:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Продуцентами являются:
Совокупность популяций животных на определенной территории составляет:
Какую функцию живого вещества биосферы иллюстрирует обмен и
между живыми организмами и окружающей средой в процессе фотосинтеза и дыхания?
Какая клеточная структура обозначена на рисунке цифрой 2?
В бесполом размножении могут участвовать:
Подберите недостающее понятие, учитывая, что между указанными парами существует одинаковая логическая связь:
Клетка, обозначенная на схеме сперматогенеза цифрой 3:
Из четырех предложенных признаков три можно отнести к одной большой человеческой расе. Укажите «лишний» признак, который к этой расе не относится:
Зависимость жизнедеятельности организма от электромагнитного излучения оптического диапазона выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 20%. Какие пределы выносливости по отношению к электромагнитному излучению оптического диапазона будет иметь организм?
В процессе эволюции у арктических рыб в составе жиров повысилось содержание ненасыщенных жирных кислот, что снижает температуру затвердевания. Это пример адаптации:
На принадлежность человека к классу Млекопитающие указывает(-ют):
В схеме экологической сукцессии, протекающей на территории осушенного верхового болота, отсутствуют два звена (I и II):
единичные травянистые растения → I → кустарники → II
Восстановите возможную схему сукцессии, используя следующие компоненты:
а — сосна
б — пырей, иван-чай и другие травы
в — сальвиния и кувшинка
г — береза
д — очиток, полынь и другие травянистые ксерофиты
Установите соответствие:
1) фибрин
2) целлюлоза
а) хорошо растворяется в воде
б) является природным белком
в) составляет основу хрящей и сухожилий
г) по химической природе относится к полисахаридам
д) является структурной основой тромба при свертывании крови
Найдите два понятия, которые являются общими для процессов фотосинтеза и клеточного дыхания:
а) НАДФ⋅Н + Н+ б) глюкоза, в) световая фаза, г) АТФ-синтетаза, д) транскрипция.
Гетеротрофный тип питания и непостоянная, изменяющаяся форма тела характерны для:
Орел-карлик в Беларуси является:
Тип — это таксономическая категория, объединяющая родственные:
Белый гриб - это Гриб:
Объектом прудового рыбоводства в Беларуси является:
У малого прудовика:
а) органом выделения является почка; б) разбросанно-узловая нервная система; в) замкнутая кровеносная система; г) прямое развитие.
Выберите организмы, которые являются представителями одного
и того же отдела:
а) орляк;
г) сальвиния;
б) люпин;
д) щитовник.
в) цетрария;
Корневые клубни:
а) имеются у георгина;
б) имеются у редиса;
в) представляют собой видоизменения главного корня;
г) представляют собой видоизменения боковых или придаточных корней.
Укажите верное утверждение:
На схеме строения паука-крестовика цифрами 2 и 3 обозначены структурные элементы системы:
Определите растение по описанию:
— цветет ранней весной;
— является раздельнополым, однодомным;
— цветки собраны в колосовидное поникающее соцветие — сережку;
— продуцирует много мелкой, легкой пыльцы;
— опыляется ветром.
Из четырех приведенных растений три имеют одну и ту же жизненную форму. Укажите «лишнее» растение, для
которого эта жизненная форма не характерна:
Выберите правильно составленные пары, включающие отряд млекопитающих и его представителя:
а — отряд Сумчатые — ушан
б — отряд Рукокрылые — ночница
в — отряд Грызуны — белка
г — отряд Непарнокопытные — олень
д — отряд Хищные — медведь
Установите соответствие:
A) на суше лягушки становятся добычей гадюки
Б) корневые выделения дуба подавляют рост белой акации
B) паутинные клещи высасывают сок из листьев винограда крабов
Г) морские желуди поселяются на панцире крупных
Д) птица ремез использует сухие волокна крапивы для строительства гнезда
1) топические
2) фабрические
3) трофические
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2Г1.
Ответ:
Женщине, имеющей резус-отрицательную кровь третьей группы, после аварии требуется переливание крови. Донором для пострадавшей может стать:
а) мужчина с третьей группой крови, резус-фактор не имеет значения
б) мужчина с резус-положительной кровью, содержащей антитела и
в) мужчина с резус-отрицательной кровью, содержащей антигены B и антитела
г) мать женщины, так как набор генов и белков у родственников всегда одинаковый
д) женщина с резус-отрицательной кровью, содержащей антиген А и антитела
1) а, в; 2) б, д; 3) в, г; 4) только в.
Ответ:
Для каждой пары организмов укажите тип биотических взаимоотношений:
A) божья коровка и тля
Б) трутовый гриб и береза
B) клевер и азотфиксирующая клубеньковая бактерия
Г) черепаха и рыба-прилипало, прикрепляющаяся для передвижения к панцирю черепахи
Д) томат и растение заразиха, прикрепляющееся корнями-присосками к томату и питающееся за его счет
1) мутуализм
2) паразитизм
3) конкуренция
4) хищничество
5) комменсализм
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б5ВЗГ2Д1.
Ответ:
Пептид имеет следующую аминокислотную последовательность:
Фен-Глу-Арг-Цис-Иле-Арг.
Определите длину (нм) кодирующей цепи молекулы ДНК, если линейная длина одного нуклеотида в среднем составляет 0,34 нм.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Выберите два примера мутационной изменчивости:
1) получение нового сорта картофеля с увеличенным набором хромосом
2) рождение ребенка с синдромом Кляйнфельтера у здоровых родителей
3) изменение окраски шерсти кролика под влиянием различных температур
4) рождение ребенка с IV группой крови у родителей со II и III группами крови
5) появление цветков с лепестками розового цвета у ночной красавицы при скрещивании растений, имеющих красные и белые цветки
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Ответ:
Укажите примеры аллопатрического видообразования:
1) появление двух подвидов полевки обыкновенной на разных берегах реки Волги;
2) образование подвидов ивы козьей на основе естественно протекающей полиплоидии;
3) образование подвидов лютика едкого в результате пространственного разделения ареала;
4) существование на сенокосном лугу сезонных рас очанки лекарственной, различающихся по срокам цветения;
5) образование в пределах общего ареала рас козявки ивовой (жук-листоед) из-за изменения пищевой специализации.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 14.
Ответ:
На рисунке строения инфузории туфельки структура, контролирующая половой процесс, обозначена цифрой ... .
Ответ запишите цифрой. Например 10.
Ответ:
Выберите три признака, общие для инфузории туфельки и амебы обыкновенной:
1) наличие порошицы;
2) гетеротрофный тип питания;
3) половой процесс — конъюгация;
4) наличие сократительной вакуоли;
5) передвижение с помощью ресничек;
6) одноклеточная структурная организация;
7) бесполое размножение путем спорообразования
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Напримзр: 135.
Ответ:
В процессе гликолиза образовалось 240 молей пировиноградной кислоты. Рассчитайте, сколько молей СO2 образовалось в ходе этапа дыхания, протекающего в митохондриях, при полном окислении этого количества пировиноградной кислоты.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте.
Например: 150.
Ответ:
Выберите три верных утверждения, относящихся к нервной ткани в организме человека:
1) питание обеспечивают клетки глии;
2) характерна возбудимость и проводимость;
3) обладает высокой способностью к регенерации;
4) имеет большое количество жидкого межклеточного вещества;
5) представлена многоядерными клетками веретеновидной формы;
6) взаимодействие между клетками осуществляется с помощью медиаторов.
Ответ:
Сердечный индекс определяется как отношение массы сердца к массе тела, выраженное в процентах. Проанализируйте приведённые на графике показатели.
Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения их сердечного индекса:
1) тетерев
2) голубь сизый
3) лебедь-шипун
4) воробей домовой
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .
Ответ:
Человек непроизвольно отдернул руку от горячего предмета. Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса от рецепторов кожи к скелетным мышцам, используя все предложенные элементы:
1) спинномозговой ганглий
2) аксон вставочного нейрона
3) аксон двигательного нейрона
4) передние рога спинного мозга
5) аксон чувствительного нейрона
6) дендрит чувствительного нейрона
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .
Ответ:
Сравните скорпиона и белянку. Укажите признаки, характерные для обоих животных:
1) усиков нет;
2) имеется брюшная нервная цепочка;
3) ходильных конечностей четыре пары;
4) органы выделения — мальпигиевы сосуды;
5) тело покрыто хитинизированной кутикулой;
6) в цикле развития три стадии: яйцо, личинка и взрослая особь;
7) у самки на брюшке есть видоизмененный яйцеклад, протоком связанный с ядовитой железой.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Ответ:
Прочитайте отрывок из исследовательской работы группы юных натуралистов.
Изучив диаграмму (см. рис.) и выявив общую закономерность, мы стали сравнивать других животных, а затем распределили их по группам. В группу А были включены животные, масса которых менее 500 г. Это представители отряда Рукокрылые, а также мышь, хомяк и ласка. В группу В (0,5−1 кг) вошли представители отряда Насекомоядные, а также белка, в группу С (1,1−5 кг) — куница, ондатра, нутрия, в группу D (5,1−15 кг) — лисица, выдра, рысь, барсук, мартышка, в группу Е (15,1−50 кг) — бобр, волк, шимпанзе. Практически все представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные, которых мы сравнивали, весили более 250 кг и составили группу G. Исключением стал кабан, его масса была меньше (около 80 кг). Его, а также морского котика, орангутана и гориллу, масса которых 51−250 кг, объединили в группу F.
Используя данные текста, расположите следующих животных из числа изученных юными натуралистами в порядке увеличения интенсивности потребления ими кислорода в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях):
1) рысь;
2) зебра;
3) ушан;
4) кабан;
5) ондатра.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ:
Для каждого вещества организма человека подберите соответствующее описание:
A) лизоцим
Б) тромбин
B) мальтаза
Г) окситоцин
Д) холестерин
1) белок системы свертывания крови
2) пищеварительный фермент, расщепляющий дисахариды
3) белок слюны, обладающий обеззараживающим действием
4) пептид, стимулирующий сокращение гладкой мускулатуры матки
5) гидрофобное вещество, входящее в состав биологических мембран
6) гормон передней доли гипофиза, регулирующий деятельность половых желез
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б4В5Г2Д1.
Ответ:
Человек уколол иглой палец и непроизвольно отдернул руку. Составьте последовательность передачи нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса, выбрав пять подходящих элементов из приведенных:
1) аксон вставочного нейрона;
2) тело двигательного нейрона;
3) ганглий симпатического ствола;
4) задний корешок спинномозгового нерва;
5) передний корешок спинномозгового нерва;
6) чувствительные нервные окончания в коже;
7) зона кожно-мышечной чувствительности коры больших полушарий.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41525.
Ответ: