СДАМ ГИА: РЕШУ ЦТ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
биология
сайты - меню - вход - новости




Вариант № 4977

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:2.0:00:00
1
Задание 1 № 1351

Какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке?

 




2
Задание 2 № 102

Укажите генотип организма, образующего один тип гамет — Ab:




3
Задание 3 № 1103

Одной из причин загрязнения водной среды является:




4
Задание 4 № 754

Доминантная гомозигота по аллелям первого гена и гетерозигота по аллелям второго гена может иметь буквенное обозначение генотипа:




5
Задание 5 № 1556

Укажите уникальный природный комплекс, имеющий в Республике Беларусь статус национального парка:




6
Задание 6 № 806

Трансгенные формы яблонь получены путем:




7
Задание 7 № 707

Подберите недостающее понятие, учитывая, что между указанными парами существует одинаковая логическая связь:

 

диффузия — поступление молекулярного кислорода= эндоцитоз — ?



8
Задание 8 № 58

У мышей желтый окрас доминирует над черным, при этом гомозиготные зародыши желтых мышей начинают развиваться, а затем рассасываются. При скрещивании желтых мышей в потомстве получено 12 мышат. Сколько из них гетерозиготных?




9
Задание 9 № 1059

Выберите правильно составленную пару, определяющую разновидность геномной мутации и ее характеристику:




10
Задание 10 № 60

Выберите правильно составленные пары «экологическое понятие — компонент (фактор) среды, относящийся к данному понятию»:

 

а) биотоп — микробоценоз; б) биоценоз — совокупность бактерий; в) биотоп — длина светового дня; г) биотоп — запас биогенных веществ; д) биогеоценоз — литосфера.




11
Задание 11 № 111

На пойменном лугу в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II):

 

мятлик → I → жаба → II.

 

Восстановите возможную цепь питания, используя организмы:

 

а — квакша

б — божья коровка

в — куколка белянки

г — журавль

д — жук-листоед

е — уж




12
Задание 12 № 912

Лопастевидные выросты с пучками щетинок на теле многощетинковых червей согласно эволюционной теории Ч. Дарвина возникли в результате:




13
Задание 13 № 1263

Укажите правильно составленную пару, определяющую стадию митоза и её описание:




14
Задание 14 № 564

Определите, какие утверждения характеризуют половое размножение (I), а какие — бесполое (II):

 

а — обусловливает значительную комбинативную изменчивость

б — одной из форм является фрагментация

в — может осуществляться с помощью вегетативных органов

г — новый организм может развиваться из неоплодотворенной яйцеклетки




15
Задание 15 № 1015

Найдите два понятия, которые являются общими для процессов фотосинтеза и клеточного дыхания:

 

а — НАДФ-Н+Н+

б — глюкоза

в — световая фаза

г — АТФ-синтетаза

д — транскрипция




16
Задание 16 № 66

Транскрибируемый участок цепи ДНК имеет нуклеотидную последовательность:

 

ГЦА ЦГТ ААА ЦГТ АТЦ ЦГА

 

Сколько молекул аланина включится в пептид при трансляции, если известно, что аминокислоту аланин в рибосому могут доставить тРНК, имеющие антикодоны ЦГА, ЦГГ, ЦГУ, ЦГЦ, а терминирующим является кодон УАГ?




17
Задание 17 № 267

Удаление из организма животных продуктов обмена веществ обеспечивает система органов:




18
Задание 18 № 1418

Отдел — это таксономическая категория, объединяющая родственные:




19
Задание 19 № 919

Побег обозначен на рисунке цифрой:




20
Задание 20 № 970

На рисунке изображен лист:




21
Задание 21 № 821

У сосны обыкновенной:




22
Задание 22 № 1222

Укажите признаки, характерные для насекомых:

 

а — кровеносная система замкнутая

б — одна пара усиков

в — развитие большинства видов прямое

г — рост личинок сопровождается линьками




23
Задание 23 № 1624

Определите насекомое по описанию:

 

две пары перепончатых крыльев, покрытых сплющенными волосками;

у взрослых особей сосущий ротовой аппарат в виде хоботка, свернутого спирально и подогнутого под грудь, у личинок — грызущий ротовой ап­парат;

в цикле развития имеется стадия куколки.




24
Задание 24 № 1575

Укажите верное утверждение:




25
Задание 25 № 25

Ламинария:

 

      а — широко распространена в пресных водоемах

      б — является многоклеточной зеленой водорослью с нитчатым талломом

      в — прикрепляется к субстрату при помощи ризоидов

      г — размножается зооспорами




26
Задание 26 № 876

Для большинства млекопитающих характерны признаки:

 

а — ячеистые легкие

б — голень состоит из двух костей: большой и малой берцовой

в — кора больших полушарий с бороздами и извилинами

г — парные яичники лежат в полости таза

д — развитие с метаморфозом




27
Задание 27 № 877

Сыроежка и мухомор имеют:




28
Задание 28 № 1178

Установите соответствие:

 

РАСТЕНИЕ   ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК

1 — ель европейская

2 — щитовник мужской

 

а — листья длительное время растут верхушкой

б — оплодотворение происходит в зародышевом мешке

в — женские органы полового размножения — архегонии

г — проводящим элементом ксилемы являются трахеиды

д — гаметофит прикрепляется к субстрату при помощи ризоидов

 




29
Задание 29 № 329

Укажите признаки сходства ракообразных и паукообразных:

 

а — наличие окологлоточного нервного кольца

б — трахейное дыхание

в — отсутствие усиков

г — двусторонняя симметрия тела

д — питание только жидкой пищей




30
Задание 30 № 230

Укажите отличительные признаки нереиса (I) и трихинеллы (II), а также признаки, которые являются общими для обоих животных (III):

 

а — раздельнополые

б — органы выделения — метанефридии

в — развиты глаза

г — кишечник слепо замкнутый

д — оплодотворение наружное

е — тело лишено сегментации




31
Задание 31 № 1381

При оказании доврачебной помощи пострадавшему с закрытым переломом конечности следует:




32
Задание 32 № 1583

В крови человека содержатся антитела (агглютинины) β и нет антител (агглютининов) α.

Укажите группу крови человека:




33
Задание 33 № 383

У человека кровь из правого предсердия поступает в:




34
Задание 34 № 1585

Выберите признаки, характерные для ткани организма человека, изображенной на рисунке:

 

а) относится к тканям внутренней среды;

б) межклеточное вещество не развито;

в) образует связки и сухожилия;

г) обладает способностью к регенерации;

д) обеспечивает перемещение тела в пространстве.




35
Задание 35 № 1335

Выберите утверждение, верное для пищеварительной системы человека:




36
Задание 36 № 1436

Спирограмма спортсмена-гребца показала, что дыхательный объем его легких составил 1100 см3, резервный объем выдоха — 1900 см3, а резервный объем вдоха — 2600 см3. Определите жизненную ёмкость лёгких спортсмена (см3):




37
Задание 37 № 37

Соотнесите отделы пищеварительной системы человека с их характерными признаками:

 

ОТДЕЛ   ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК

1 — тонкая кишка

2 — толстая кишка

 

а — большой по диаметру (около 6 см), имеет типичные вздутия

б — состоит из трех оболочек, средняя из которых образована гладкой мышечной тканью

в — содержит широкий спектр ферментов, расщепляющих полимерные молекулы пищи

г — соединен протоками с двумя крупными железами, одна из которых является железой смешанной секреции

д — обеспечивает всасывание основной массы воды, минеральных солей и некоторых синтезированных микрофлорой витаминов




38
Задание 38 № 1188

Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге автономного рефлекса от тела чувствительного нейрона к рабочему органу, используя предложенные элементы:

 

а — посттанглионарное волокно

б — передний спинномозговой корешок

в — преганглионарное волокно

г — вегетативный узел периферической нервной системе




39
Задание 39 № 39

Укажите три признака, характерные для вакуоли растительной клетки:

 

1) заполнена клеточным соком

2) участвует в поддержании тургорного давления в клетке

3) обеспечивает биосинтез белков, выводимых за пределы клетки

4) является местом накопления конечных продуктов обмена, запасных веществ

5) образована двумя мембранами, между которыми имеется межмембранное пространство

 

Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.


Ответ:

40
Задание 40 № 1290

Установите, какой этап эмбрионального развития позвоночных животных соответствует каждому из предложенных процессов:

 

ПРОЦЕСС   ЭТАП РАЗВИТИЯ

А) образование хорды

Б) образование бластомеров

B) формирование пищеварительной трубки

Г) образование двух зародышевых листков

Д) формирование полого шаровидного однослойного зародыша

 

1) дробление

2) гаструляция

3) гисто- и органогенез

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .


Ответ:

41
Задание 41 № 1041

Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):

 

ОРГАНЫ (СТРУКТУРЫ)   СХЕМА СПОСОБА

A) иглы ежа и шерсть собаки

Б) крылья летучей мыши и ласты кита

В) корнеплод моркови и клубень картофеля

Г) семянка подсолнечника и зерновка пшеницы

Д) грызущий ротовой аппарат саранчи и сосущий ротовой аппарат бабочки

 

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .


Ответ:

42
Задание 42 № 42

В лаборатории студенты изучают температуру плавления ДНК (разделение комплементарных цепей при нагревании). В их распоряжении имеются 4 молекулы ДНК одинаковой длины, но с разным содержанием нуклеотидов (см. табл.):

 

Номер образца1234
Содержание цитидиловых нуклеотидов
(% от общего числа)
6381244

 

Расположите номера образцов в порядке расплавления молекул ДНК, начиная с образца, в котором молекула ДНК расплавится первой.

 

Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 4132.


Ответ:

43
Задание 43 № 93

Дана пищевая цепь: дуб → шелкопряд → поползень → ястреб. На первом трофическом уровне энергетический запас в виде чистой первичной продукции составляет 5 · 104 кДж энергии. Ha втором и третьем трофическом уровне нa прирост биомассы организмы используют по 10 % своего пищевого рациона. Рассчитайте, сколько энергии (кДж) используют наприрост биомассы консументы третьего порядка, если на дыхание они расходуют 60 % и с экскрементами выделяют 35 % энергии рациона.


Ответ:

44
Задание 44 № 1695

Пастбищная цепь экосистемы состоит из следующих звеньев (перечислены в случайном порядке!): синица, дуб, ястреб-перепелятник, шелкопряд. В экосистеме обитает 5 пар ястребов. Определите, сколько валовой первичной продукции (т) необходимо для прироста каждого ястреба на 100 г, если в данной пищевой цепи соблюдается правило 10 %, траты продуцентов на дыхание составляют 60 %, в 100 г продуцентов заключено 200 кДж энергии, а в 100 г консументов III порядка — 400 кДж.

 

Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы и измерения не указывайте. Например: 12.


Ответ:

45
Задание 45 № 1445

Укажите три верных утверждения:

 

1) термин «экосистема» ввел А. Тенсли

2) авторами биогенетического закона являются Дж. Уотсон и Ф. Крик

3) закон независимого наследования признаков сформулировал В. И. Вернадский

4) целостное учение об историческом развитии органического мира, раскрыв движущие силы эволюции, создал Ч. Дарвин

5) методику вживления фистульных трубок для изучения процесса пищеварения у млекопитающих предложил использовать И. П. Павлов

 

Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.


Ответ:

46
Задание 46 № 46

Составьте последовательность стадий жизненного цикла кукушкиного льна, начиная со взрослой стадии преобладающего в жизненном цикле поколения и используя все предложенные элементы:

 

1) спора

2) зигота

3) гаметы

4) спорофит

5) протонема

6) листостебельное растение

 

Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 413256.


Ответ:

47
Задание 47 № 497

Укажите три признака приспособления птиц к полету.

 

1) наличие грудного киля;

2) органы выделения — тазовые почки;

3)срастание ключиц с образованием вилочки;

4) дифференциация позвоночника на пять отделов;

5) хорошо развитые грудные и подключичные мышцы

 

Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.


Ответ:

48
Задание 48 № 198

Выберите три верных утверждения, относящихся к соединительной ткани в организме человека:

 

1) образует связки и сухожилия

2) бывает покровной и железистой

3) относится к пограничным тканям

4) питание обеспечивают клетки глии

5) межклеточное вещество может быть представлено волокнами

6) входит в состав стенок крупных кровеносных и лимфатических сосудов

 

Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .


Ответ:

49
Задание 49 № 199

Сердечный индекс определяется как отношение массы сердца к массе тела, выраженное в процентах. Проанализируйте приведённые на графике показатели. Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения их сердечного индекса:

 

1) галка

2) тетерев

3) аист белый

4) ласточка деревенская

 

Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .


Ответ:

50
Задание 50 № 650

Схватив горячую кастрюлю, человек непроизвольно выпустил ее из рук. Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса от рецепторов кожи к скелетным мышцам, используя все предложенные элементы:

 

 

1спинномозговой ганглий
2аксон вставочного нейрона
3задние рога спинного мозга
4аксон двигательного нейрона
5аксон чувствительного нейрона
6дендрит чувствительного нейрона

Ответ:
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:2.0:00:00
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.