Централизованное тестирование. Биология: полный сборник тестов, 2019 год. Вариант 1.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
Укажите, элементарной единицей какого уровня организации живых систем является биологический объект, изображенный на рисунке:
Укажите функциональную группу, в которую входит организм, пропущенный в следующей цепи питания:
ландыш → ... → лягушка → аист
В ядре соматической клетки тетраплоидного культурного растения в норме может быть... хромосом(-ы):
Наиболее высокой экологической пластичностью обладает вид пестряка (рыба семейства Сигановые), развитие
яиц и вылупление молоди у которого возможно в следующем диапазоне температур:
На 1 м2 лесного массива насчитывается в среднем 15 растений черники. Эти данные характеризуют... популяции:
Выберите признаки, указывающие на принадлежность человека к типу Хордовые:
а) наличие у эмбриона нервной трубки; б) дифференциация зубов на резцы, клыки и коренные; в) наличие
внутреннего осевого скелета; г) три слуховые косточки в среднем ухе; д) внутриутробное развитие и вскармливание потомства молоком.
У человека праворукость (Р) доминирует над леворукостью (р), свободная мочка уха (R) — над сросшейся (r). У праворуких родителей, имеющих свободную мочку уха, ребенок леворукий и со сросшейся мочкой уха. Укажите
генотипы родителей:
Охарактеризуйте форму естественного отбора, общая схема действия которой показана на рисунке:
а) действует в относительно постоянных условиях среды; б) выбраковывает отклонения от приспособительной нормы; в) среднее значение нормы реакции признака остается константным; г) закрепляет новые адаптивные генотипы в популяции; д) приводит к формированию нового вида
В отличие от альбумина плазмы крови кератин:
а) относится к фибриллярным белкам; б) при нагревании денатурирует; в) выполняет транспортную функцию; г) может служить источником энергии; д) является основным компонентом волос.
Дан список понятий, три из которых можно отнести к одному биохимическому процессу в клетке:
а) глюкоза; б) НАДФ · Н+Н+; в) молекулярный кислород; г) нитрификация; д) лизосома.
Определите, что это за процесс и какие два понятия непосредственно к нему не относятся («лишние»):
Из четырех приведенных пар органов (структур) три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим
доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:
Выберите признаки, характерные для лягушки озерной:
а) череп подвижно сочленен с позвоночником; б) имеется наружный слуховой проход; в) передний мозг
разделен на два полушария; г) кожа голая, содержит многочисленные железы; д) развитие прямое, без личиночной стадии.
Укажите недостающее звено в схеме перемещения воды в корне покрытосеменных растений:
? → кора корня → центральный цилиндр.
Плод боб в отличие от ореха:
а) сухой; б) многосемянный; в) имеет околоплодник, сросшийся с кожурой семени; г) вскрывающийся.
Из четырех приведенных растений три имеют одну и ту же жизненную форму. Укажите «лишнее» растение, для
которого эта жизненная форма не характерна:
Укажите правильные утверждения:
а) сфагновые мхи принимают участие в образовании торфа; б) у мхов и папоротников при прорастании споры развивается спорофит; в) листья у щитовника мужского длительное время растут верхушкой; г) кукушкин лен и щитовник мужской могут произрастать в тенистых лесах и сырых оврагах; д) в отличие от укушкиного льна у орляка обыкновенного органы полового размножения развиваются на верхушках мужских и женских листостебельных растений.
Выберите правильно составленные пары, включающие отряд животных и его представителя:
а) отряд Карпообразные — кета; б) отряд Сельдеобразные — стерлядь; в) отряд Хвостатые — саламандра;
г) отряд Насекомоядные — еж; д) отряд Непарнокопытные — носорог.
Укажите признаки, характерные для гидры (I) и бычьего цепня (II):
а) развитие с превращением; б) радиальная симметрия тела; в) полость тела заполнена жидкостью, играющей роль гидроскелета; г) дыхание осуществляется всей поверхностью тела; д) диффузная нервная система;
е) сквозная кишечная трубка.
Выберите признаки, характерные для толстой кишки человека:
а) включает в себя слепую кишку и аппендикс; б) соединена протоком с печенью; в) слизистая оболочка не образует ворсинок и практически не содержит пищеварительных желез; г) является местом всасывания основной массы воды, минеральных солей и некоторых витаминов; д) под действием пепсина в ней происходит расщепление целлюлозы.
Определите структурный элемент кожи человека по описанию:
расположен в дерме (собственно кожа); воспринимает сигналы из окружающей среды (образует начальное
звено рефлекторной дуги).
Выберите признаки, характерные для структурного элемента нефрона, обозначенного на 1 рисунке цифрой 1:
а) расположен в мозговом веществе почки; б) оплетен вторичными капиллярами;
в) участвует в образовании конечной мочи; г) обеспечивает фильтрацию плазмы крови.
Подберите недостающее понятие, связанное с организмом человека, учитывая, что между понятиями каждой пары существует одинаковая логическая связь:
сетчатка глаза — зрительный нерв = вкусовые почки — ?
Из четырех приведенных примеров в трех активнее работает один из отделов вегетативной (автономной) нервной системы (ВНС). Укажите «лишний» пример, в котором активнее работает другой отдел ВНС:
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений А — В (символ «+» обозначает пользу от взаимодействия для вида, символ «-» — отрицательное влияние, символ «0» — отсутствие значимых последствий). Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1. маслёнок и лиственница;
2. вирус табачной мозаики и растение табака;
3. молодые сосны и берёзы в густом подросте смешенного леса;
4. рак отшельник и нереис, который живёт в раковине и питается остатками его пищи.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б2В2.
Ответ:
Установите соответствие:
Структура клетки | Функция | |
А. ядрышко Б. гликокаликс В. лейкопласты Г. клеточный центр | 1. рецепция, узнавание 2. образование лизосом 3. запасание питательных веществ 4. образование субъединиц рибосом 5. участие в образовании веретена деления клетки |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2Г1.
Ответ:
Укажите, какими цифрами на схемах эмбрионального развития животного (на примере ланцетника) обозначены:
A) энтодерма;
Б) бластоцель;
B) первичный рот.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2.
Ответ:
В лаборатории студенты изучают моносомию. В их распоряжении имеется семь образцов клеток растений (облепиха, редька, вишня), содержащих разное количество хромосом:
1) 31; 2) 19; 3)72; 4) 17; 5) 33; 6) 23; 7) 25.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами данного исследования, если известно, что гаплоидный набор хромосом у облепихи равен 12, у редьки — 9, у вишни — 16 и каждый моносомик образовался в результате мутации по одной паре хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Ответ:
Участок одной цепи молекулы ДНК содержит 200 генов. Каждый ген включает промотор из 200 нуклеотидов, закодированную информацию о 145 аминокислотах, 2 участка, не несущие информацию о синтезе белка, по 31 нуклеотиду каждый и терминатор из 1 триплета. Рассчитайте, сколько секунд понадобится для репликации этого
участка цепи молекулы ДНК, если ДНК-полимераза движется со скоростью 700 нм в секунду, а линейная длина
одного нуклеотида равна 0,34 нм.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
У ящериц коричневый окрас тела доминирует над серым и определяется геном, локализованным в Z-хромосоме, а длинный хвост доминирует над коротким и определяется геном, локализованным в аутосоме. В эксперименте скрестили дигетерозиготного самца и серую длиннохвостую самку, мать которой имела короткий хвост. В результате скрещивания было получено 32 яйца. Определите, из скольких яиц вылупятся коричневые самки с коротким хвостом, учитывая, что женский пол является гетерогаметным и расщепление соответствует теоретически ожидаемому.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробные числа округляйте до целых), единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Выберите два признака, которые являются общими для амебы обыкновенной и инфузории туфельки:
1) спорообразование;
2) гетеротрофный тип питания;
3) половой процесс — конъюгация;
4) имеют светочувствительный глазок — стигму;
5) движение осуществляется при помощи ложноножек;
6) непереваренные остатки пищи удаляются через порошицу;
7) выделение воды и растворенных веществ происходит через сократительную вакуоль.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 15.
Ответ:
Классифицируйте овес щетинистый, расположив в порядке иерархичности (начиная с самого низкого ранга)
шесть подходящих элементов из предложенных:
1) род Овес;
2) семейство Злаки;
3) царство Растения;
4) отряд Однолетние;
5) класс Однодольные;
6) вид Овес щетинистый;
7) отдел Покрытосеменные;
8) тип Культурные растения
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 523146.
Ответ:
Для каждого животного укажите таксон, к которому оно принадлежит:
Животное | Таксон | |
A. клещ собачий Б. нереис азовский B. скорпион черный Г. актиния корковая Д. божья коровка семиточечная | 1) тип Моллюски 2) тип Плоские черви 3) класс Ракообразные 4) отряд Жесткокрылые 5) тип Кольчатые черви 6) класс Паукообразные 7) тип Кишечнополостные 8) отряд Перепончатокрылые |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2Г1Д1.
Ответ:
Для каждого животного подберите схему, отражающую особенности строения его кровеносной системы:
Животное
A. осётр
Б. выдра
B. сардина
Г. дельфин
Д. черепах
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А4Б4ВЗГ2Д2.
Ответ:
Укажите две правильно составленные пары, включающие гормон и следствие его избыточной продукции в организме человека:
1) тироксин — базедова болезнь;
2) кортизол — бронзовая болезнь;
3) вазопрессин — несахарный диабет;
4) актин — резкие непроизвольные сокращения мышц;
5) меланотропин — отсутствие пигмента в клетках кожи;
6) адреналин — устойчивое увеличение частоты и силы сердечных сокращений.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 15.
Ответ:
При подготовке пациента к хирургической операции медперсонал наблюдал за работой его сердца в течение
32 часов. Сердце человека сокращалось в среднем 75 раз в минуту. Подсчитайте, сколько часов за данный период времени при таком ритме предсердия находились в состоянии систолы.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ: