СДАМ ГИА: РЕШУ ЦТ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
биология
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Экосистемы и присущие им закономерности и характеристики

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 4 № 54

В лесном массиве на каждом гектаре площади насчитывается в среднем 120 экземпляров ели. Эти данные характеризуют:

1) плотность популяции
2) численность популяции
3) этологическую структуру популяции
4) пространственное распределение особей

2
Задание 5 № 55

На материковой части биосферы наибольшей биомассой обладают:

1) растения
2) микроорганизмы
3) хищные животные
4) растительноядные животные

3
Задание 15 № 65

К межвидовой (I) и внутривидовой (ll) конкуренции относятся примеры:

 

а) высокая плотность карпов при выращивании приводит к снижению массы тела отдельных особей; б) под грецким орехом не растут другие деревья, потому что разлагающиеся листья выделяют в почву токсические вещества, подавляющие рост сеянцев других видов; в) практически невозможно в жилище человека одновременно встретить и черного и рыжего таракана; г) на стеблях крапивы можно встретить повилику, которая получает необходимые для ее жизнедеятельности вещества от растения-хозяина.

1) I — а, в; II — г
2) I — б; III — в, г
3) I — б, в; II — а
4) I — б; III — a, в

4
Задание 11 № 111

На пойменном лугу в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II):

 

мятлик → I → жаба → II.

 

Восстановите возможную цепь питания, используя организмы:

 

а — квакша

б — божья коровка

в — куколка белянки

г — журавль

д — жук-листоед

е — уж

1) I — в; II — б, г или е
2) I — в или д; II — а или е
3) I — д; II — г или е
4) I — а или д; II — е

5
Задание 3 № 153

Одной из причин опустынивания земель является:

1) разрушение озонового слоя
2) увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере
3) выращивание генетически модифицированных растений
4) нерациональное использование водных ресурсов при орошении земель

6
Задание 13 № 163

Две расы очанки, совместно обитающие на влажных лугах, цветут в разное время: одна — вначале лета, другая — во второй половине лета. Это пример изоляции:

1) генетической
2) этологической
3) экологической
4) географической

7
Задание 9 № 209

Укажите правильно составленную пастбищную цепь питания:

1) яблоня → плодожорка → воробей → ястреб
2) белянка → воробей → ястреб → плодожорка
3) яблоня → дождевой червь → белянка → скворец
4) листовой опад → дождевой червь → плесневые грибы → почвенные бактерии

8
Задание 42 № 242

Выберите два утверждения, которые верно характеризуют трофические связи популяций в биоценозах:

 

1) основаны на пищевых связях организмов

2) являются одним из механизмов поддержания жизнеспособности популяций

3) результат отношений отрицателен для одного организма и нейтрален для другого

4) примером является перенос плодов череды лисицей

5) примером является вытеснение елью из-под своей кроны светолюбивых видов

 

Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.


9
Задание 2 № 252

Деградация почвенного покрова Земли и опустынивание территорий является примером:

1) рационального природопользования
2) концентрационной функции биосферы
3) антропогенного воздействия локального масштаба
4) антропогенного воздействия глобального масштаба

10
Задание 13 № 263

В схеме экологической сукцессии, протекающей на территории осушенного верхового болота, отсутствуют два звена (I и II):

травянистые растения → I → береза, осина → II.

 

Восстановите возможную схему сукцессии, используя следующие компоненты:

 

а — кустарники и кустарнички

б — зеленые и бурые водоросли

в — сосна

г — ряска, элодея и другие гидрофиты

д — подростели

1) I — а или б; II — в
2) I — а; II — в или д
3) I — б или г; II — а
4) I — г; II — а или д

11
Задание 4 № 304

Какую функцию живого вещества биосферы иллюстрирует обмен и между живыми организмами и окружающей средой в процессе фотосинтеза и дыхания?

1) газовую
2) энергетическую
3) концентрационную
4) окислительно-восстановительную

12
Задание 11 № 561

В лиственном лесу в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II):

 

лещина → I → куница → II.

 

Восстановите возможную цепь питания, используя организмы:

 

а — саламандра

б — белка

в — ястреб

г — полевка

д — сальвиния

е — божья коровка

1) I — а или г; II — б
2) I — б или г; II — в
3) I — д; II — а или в
4) I — б или е; II — а

13
Задание 3 № 603

Одной из причин опустынивания земель является:

1) чрезмерная вырубка лесов
2) cжигание природного газа
3) разрушение озонового слоя
4) выращивание генетически модифицированных растений

14
Задание 44 № 644

Экологическая пирамида охотничьего угодья имеет следующий вид:

Используя данные пирамиды, определите, разрешение на отстрел скольких косуль(консументов первого порядка) можно выдать для восстановления экологического равновесия, если известно, что в теле одного консумента первого порядка сохраняется 200 кДж полученной энергии. Процесс трансформации энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом Р. Линдемана.


15
Задание 3 № 653

Причиной возникновения парникового эффекта является:

1) дефицит пресной воды
2) увеличение площади лесов
3) увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере
4) нерациональное использование водных ресурсов при орошении земель

16
Задание 44 № 694

Экологическая пирамида охотничьего угодья имеет следующий вид:

Используя данные пирамиды, определите, разрешение на отстрел скольких волков (консументов второго порядка) можно выдать для восстановления экологического равновесия, если известно, что в теле одного волка сохраняется 400 кДж полученной энергии. Процесс трансформации энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом Р. Линдемана.


17
Задание 3 № 703

Одной из причин загрязнения водной среды является:

1) увеличение площади лесов
2) разрушение озонового слоя
3) уменьшение концентрации углекислого газа
4) сброс сточных вод и отходов промышленности

18
Задание 44 № 744

Экологическая пирамида охотничьего угодья имеет следующий вид:

Используя данные пирамиды, определите, разрешение на отстрел скольких косуль (консументов первого порядка) можно выдать для восстановления экологического равновесия, если известно, что в теле одного консумента первого порядка сохраняется 200 кДж полученной энергии. Процесс трансформации энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом Р. Линдемана.


19
Задание 3 № 753

Одной из причин опустынивания земель является:

1) сжигание природного газа;
2) разрушение озонового слоя;
3) выращивание генетически модифицированных растений;
4) чрезмерная нагрyзка на пастбища при увеличении масштабов животноводства.

20
Задание 44 № 794

Экологическая пирамида охотничьего угодья имеет следующий вид:

Используя данные пирамиды, определите, разрешение на отстрел скольких лисиц (консументов второго порядка) можно выдать для восстановления экологического равновесия, если известно, что в теле одного консумента второго порядка сохраняется 300 кДж полученной энергии. Процесс трансформации энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом Р. Линдемана.


21
Задание 11 № 811

В пресноводном водоеме в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II):

 

хлорелла → I → дафния → II.

 

Восстановите возможную цепь питания, используя организмы:

 

а — кальмар

б — молодь карася

в — инфузория

г — головастик лягушки

д — молодь карпа

е — скат

1) I — в или г; II — а или е
2) I — б или д; II — е
3) I — в; II — б, г или д
4) I — г; II — б или д

22
Задание 11 № 861

На пшеничном поле в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II):

 

пшеница → I → хорек → II.

 

Восстановите возможную цепь питания, используя организмы:

 

а — беркут

б — куколка шелкопряда

в — ласточка

г — белка

д — голубь

е — мышь

1) I — в или е; II — д
2) I — б или в; II — а или г
3) I — д или е; II — а
4) I — б, д или е; II — а или г

23
Задание 11 № 911

В хвойном лесу в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II):

 

сосна → I → дятел → II.

 

Восстановите возможную цепь питания, используя организмы:

 

а — муравей

б — куколка шелкопряда

в — ястреб тетеревятник

г — личинки жуков-короедов

д — куница

е — сазан

1) I — б или г; II — в
2) I — а или б; II — д или е
3) I — г; II — в или д
4) I — б; II — в, д или е

24
Задание 3 № 953

Одной из причин загрязнения водной среды является:

1) увеличение площади лесов
2) разрушение озонового слоя
3) сброс сточных вод и отходов промышленности
4) выращивание генетически модифицированных растений

25
Задание 3 № 1003

Одной из причин опустынивания земель является:

1) чрезмерная вырубка лесов
2) сжигание природного газа
3) разрушение озонового слоя
4) выращивание генетически модифицированных растений

26
Задание 3 № 1053

Причиной возникновения парникового эффекта является:

1) дефицит пресной воды
2) увеличение площади лесов
3) увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере
4) нерациональное использование водных ресурсов при орошении земель

27
Задание 9 № 1159

Укажите правильно составленную пастбищную цепь питания:

1) клевер → заяц → лисица → собачий клещ
2) заяц → паутинный клещ → медведка → клевер
3) пырей → голубь → паутинный клещ → медведка
4) детрит → мокрица → плесневые грибы → бактерии

28
Задание 42 № 1192

Выберите два утверждения, которые верно характеризуют форические связи популяций в биоценозах:

 

1) обычно основаны на пищевых связях организмов

2) один вид участвует в распространении особей другого вида

3) результат отношений отрицателен для одного организма и нейтрален для другого

4) примером является поедание тли божьей коровкой

5) примером является перенос плодов лещины сойками и белками

 

Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.


29
Задание 9 № 1209

Укажите правильно составленную пастбищную цепь питания:

1) капуста → слизень → еж → лисица
2) капуста → белянка → филин → еж
3) мышь → пшеница → еж → гадюка
4) погибшая мышь → личинки мух → плесневые грибы → бактерии

30
Задание 42 № 1242

Выберите два утверждения, которые верно характеризуют трофические связи популяций в биоценозах:

 

1) выгодные и обязательные для обоих организмов

2) один вид участвует в распространении другого вида

3) встречаются как среди растений, так и среди животных

4) примером является перенос цепких плодов череды лисицей

5) примером является изменение условий обитания для подроста и подлеска деревьями верхнего яруса

 

Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.


31
Задание 9 № 1259

Укажите правильно составленную пастбищную цепь питания:

1) дуб → заяц → вошь → медведка
2) дуб → кабан → человек → вошь
3) кабан→ аскарида → дождевой червь→ слизень
4) отмершие остатки растений → дождевой червь → инфузория → почвенные бактерии

32
Задание 42 № 1292

Выберите два утверждения, которые верно характеризуют форические связи популяций в биоценозах:

 

1) в роли агентов распространения часто выступают животные

2) результат отношений отрицателен для одного организма и нейтрален для другого

3) особи одного вида используют продукты выделения, мертвые остатки или живых особей другого вида для своих сооружений

4) пример — перенос плодов лопуха зайцем

5) пример - поселение лишайника на коре дерева

 

Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.


33
Задание 9 № 1309

Укажите правильно составленную пастбищную цепь питания:

1) хлорелла → дафния → плотва → ястреб
2) дафния → хлорелла → окунь → цапля
3) зоопланктон → окунь → пиявка→ карп
4) ил → вьюн → плесневые грибы → бактерии

34
Задание 42 № 1342

Выберите два утверждения, которые верно характеризуют трофические связи популяций в биоценозах:

 

1) могут возникать в агроценозах

2) являются одним из механизмов, влияющих на формирование видового состава

3) особи одного вида используют продукты выделения, мертвые остатки или живых особей другого вида для создания своих сооружений

4) пример — перенос собаками плодов череды

5) пример — строительство грачом гнезда из веточек ивы

 

Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.


35
Задание 2 № 1352

Наличие в водоеме, на берегу которого расположена городская больница, возбудителя инфекционных болезней, является примером

1) рационального природопользования
2) антропогенного воздействия локального масштаба
3) антропогенного воздействия глобального масштаба
4) окислительно-восстановительной функции биосферы

36
Задание 9 № 1359

Выберите утверждения, верно характеризующие популяцию:

а) удельная рождаемость — это количество особей, рожденных в популяции за единицу времени в расчете на одну особь;

б) в растущих популяциях имеются особи всех возрастных групп;

в) повышение плотности популяции никак не сказывается на объеме потребляемой популяцией пищи.

1) а, б
2) а, в
3) б, в
4) только в

37
Задание 11 № 1361

На рисунке изображена общая схема действия одной из форм естественного отбора. Укажите пример действия этой формы отбора:

1) сохранение гинкго и секвойи в неизменном виде;
2) сохранение высокой прочности тканей цветков у растений, опыляемых летучими мышами;
3) развитие специальных желез у птиц, приспособившихся к питью морской воды, для быстрого выделения избытка солей из организма;
4) поддержание на высоком уровне в популяции термитов численности особей с большим расширением задней кишки, в которой живут симбиотические протисты.

38
Задание 13 № 1363

В схеме экологической сукцессии, протекающей на обнажившейся горной породе, отсутствуют два звена (I и II):

 

лишайники, мхи → I → разнотравье → II.

 

Восстановите возможную схему сукцессии, используя следующие компоненты:

 

а) кувшинка, ряска;

б) злаки;

в) сосна;

г) ламинария, хлорелла;

д) кустарники.

1) I — а или д; II — б
2) I — б или г; II — д
3) I — г; II — б или в
4) I — б; II — в или д

39
Задание 2 № 1402

Истощение мировых запасов пресной воды является примером:

1) рационального природопользования
2) концентрационной функции биосферы
3) антропогенного воздействия локального масштаба
4) антропогенного воздействия глобального масштаба

40
Задание 13 № 1413

В схеме экологической сукцессии, протекающей на территории осушенного верхового болота, отсутствуют два звена (I и II):

единичные травянистые растения → I → кустарники → II

 

Восстановите возможную схему сукцессии, используя следующие компоненты:

 

а — сосна

б — пырей, иван-чай и другие травы

в — сальвиния и кувшинка

г — береза

д — очиток, полынь и другие травянистые ксерофиты

1) I — а; II — в или г
2) I — а или б; II — в
3) I — в или д; II — г
4) I — б или д; II — а или г

41
Задание 2 № 1452

Разрушение озонового экрана планеты и появление озоновых дыр — это пример:

1) рационального природопользования
2) концентрационной функции биосферы
3) антропогенного воздействия локального масштаба
4) антропогенного воздействия глобального масштаба

42
Задание 13 № 1463

В схеме экологической сукцессии зарастания заброшенной пашни отсутствуют два звена (I и II):

однолетние василек и мятлик → I → кустарники и кустарнички → II.

 

Восстановите возможную схему сукцессии, используя следующие компоненты:

 

а — сфагнум, ламинария

б — пырей, матьи-мачеха и другие травянистые многолетники

в — смешанный лес

г — кувшинка, элодея, рдест

д — лиственный лес

1) I — а или б; II — г
2) I — а; II — в или д
3) I — б или г; II — а
4) I — б; II — в или д

43
Задание 2 № 1502

Высокий уровень шума в микрорайоне города, расположенном вблизи аэропорта, является примером:

1) рационального природопользования
2) концентрационной функции биосферы
3) антропогенного воздействия локального масштаба
4) антропогенного воздействия глобального масштаба

44
Задание 13 № 1513

B схеме экологической сукцессии зарастания лесного массива после пожара отсутствуют два звена (I и II):

однолетние злаки → I →мелколиственные растения → II.

 

Восстановите возможную схему сукцессии, используя следующие компоненты:

 

а) многолетние травы, кустарники;

б) сальвиния, кувшинка;

в) кукушкин лен, ламинария, клюква;

г) подрост ели;

д) сосна

1) I — а или в; II — д
2) I — б или в; II — г
3) I — а; II — г или д
4) I — в или г; II — б или д

45
Задание 2 № 1553

Компонент биоценоза, включающий в себя определенные живые организмы, — это:

1) биотоп
2) климатоп
3) микоценоз
4) гидросфера

46
Задание 13 № 1564

Укажите утверждение, верно характеризующее особенности наследственности и изменчивости человека:

1) у мальчика с синдромом Кляйнфельтера имеется лишняя Х-хромосома
2) генные болезни по наследству не передаются, передается предрасположенность к ним
3) все хромосомные болезни у новорожденных детей успешно лечатся с помощью специальной диеты
4) генеалогический метод дает возможность исследовать структуру хромосом у здоровых и больных людей

47
Задание 2 № 1603

Компонент биоценоза, включающий в себя определенные живые организмы — это:

1) эдафотоп
2) литосфера
3) климатоп
4) микробиоценоз

48
Задание 13 № 1614

Укажите утверждение, верно характеризующее особенности наследственности и изменчивости человека:

1) фенилкетонурия — это полисомия по Х-хромосоме
2) цитогенетический метод основан на изучении микроскопического строения хромосом
3) физическими мутагенами для человека в отличие от других живых организмов являются ионизирующие излучения
4) метод соматической гибридизации позволяет определить влияние условий окружающей среды на развитие фенотипических признаков

49
Задание 2 № 1653

Компонент биоценоза, включающий в себя определенные живые организмы, — это:

1) зооценоз
2) климатоп
3) биосфера
4) литосфера

50
Задание 13 № 1664

Укажите утверждение, верно характеризующее особенности наследственности и изменчивости человека:

1) близнецовый метод позволяет определить наличие фенилкетонурии
2) все хромосомные болезни наследуются по аугосомно-доминантному типу
3) гемофилия, синдром Дауна — болезни, связанные с патологией половых хромосом
4) генеалогический метод используется для диагностики наследственных заболеваний и медико-генетического консультирования

51
Задание 2 № 1703

Агроэкосистемой является:

1) парк;
2) озеро;
3) болото;
4) тропический лес.

52
Задание 13 № 1714

Микрофиламенты, в отличие от микротрубочек:

а) образованы двумя белковыми нитями, спирально закрученными одна вокруг другой;

б) входят в состав цитоскелета эукариотической клетки;

в) состоят из молекул тубулина;

г) могут быстро распадаться на отдельные белковые молекулы и вновь собираться.

1) а,б;
2) а, г;
3) в, г;
4) только а.

53
Задание 2 № 1753

Автотрофные организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических, — это:

1) редуценты;
2) продуценты;
3) консументы;
4) детритофаги.

54
Задание 13 № 1764

Укажите особенности первичных (I) и вторичных (II) сукцессий:

а) начинаются на месте частично разрушенной экосистемы;

б) протекают повсеместно и постоянно;

в) начинаются на месте, не заселенном живыми организмами;

г) начальные стадии протекают сравнительно быстро, а конечные — медленнее;

д) более продолжительны по времени (достижение климаксовой стадии обычно занимает столетия и тысячелетия);

е) начальные стадии протекают сравнительно медленно, а конечные — быстрее.

1) I — а, д, е; II — б, в, г;
2) I — 6, в, е; II — а, г, д;
3) I — в, г, д; II — а, б, е;
4) I — в, д, е; II — а, б, г.

55
Задание 2 № 1803

Признаки отдаленных эволюционных предков, которые были утрачены видом в ходе эволюции, но иногда проявляются у некоторых особей как отклонение от нормы, — это:

1) атавизмы;
2) рудименты;
3) аналогичные органы;
4) гомологичные органы.

56
Задание 13 № 1814

На территории Республики Беларусь заповедниками (I) и нацио нальными парками (II) являются:

а) Полесский;

б) Припятский;

в) Березинский;

г) Нарочанский;

д) Браславские озера;

е) Беловежская пуща.

1) I — а, б, г; II — в, д, е;
2) I — а, в; II — б, г, д, е;
3) I — в, е; II — а, б, г, д;
4) I — д, е; II — а, б, в, г.

Пройти тестирование по этим заданиям