СДАМ ГИА: РЕШУ ЦТ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
биология
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Эволюционные механизмы

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 11 № 61

К мор­фо­ло­ги­че­ским адап­та­ци­ям от­но­сят­ся:

 

а) раз­ви­тие гу­сто­го ме­хо­во­го по­кро­ва у пес­цов; б) стро­гое упо­ря­до­че­ние про­цес­са син­те­за бел­ков в клет­ках че­ло­ве­ка; в) раз­ви­тие жгу­чих во­лос­ков у кра­пи­вы; г) под­дер­жа­ние по­сто­ян­ной тем­пе­ра­ту­ры тела у мле­ко­пи­та­ю­щих; д) вре­мен­ное объ­еди­не­ние зуб­ров в стадо.

1) а, в
2) а, д
3) б, в
4) г, д

2
Задание 44 № 94

Срав­ни­те пред­ло­жен­ные пары ор­га­нов (струк­тур) между собой и со­от­не­си­те их со спо­со­ба­ми осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию дан­ных ор­га­нов (струк­тур):

 


3
Задание 5 № 105

Фор­ми­ро­ва­ние у не­род­ствен­ных ор­га­низ­мов сход­ных при­зна­ков и черт стро­е­ния, яв­ля­ю­щих­ся ре­зуль­та­том при­спо­соб­ле­ния к сход­ным усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния, на­зы­ва­ет­ся:

1) сим­би­оз
2) конвергенция
3) арогенез
4) дивергенция

4
Задание 18 № 118

Даны пять пар при­ме­ров ор­га­нов (струк­тур) жи­вот­ных, три из ко­то­рых могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции:

 

а — пе­ред­ние ко­неч­но­сти яще­ри­цы и ласты кита

б — ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота и ро­ю­щие ко­неч­но­сти мед­вед­ки

в — иглы ежа и шерсть со­ба­ки

г — лег­кое пру­до­ви­ка и лег­кие птицы

д — хо­бо­ток ба­боч­ки и хобот слона

 

Ука­жи­те, как на­зы­ва­ют­ся эти три пары ор­га­нов (струк­тур) и какие два при­ме­ра к ним не от­но­сят­ся («лиш­ние»):

1) ана­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — а, д
2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — а, в
3) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — б, г
4) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — в, д

5
Задание 41 № 191

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

 

ОР­ГА­НЫ (СТРУК­ТУ­РЫ)   СХЕМА СПО­СО­БА

A) глаза ло­ша­ди и стиг­ма эв­гле­ны

Б) зер­нов­ка пше­ни­цы и ягода ви­но­гра­да

В) ра­ко­ви­на мол­люс­ка и пан­цирь че­ре­па­хи

Г) соч­ные чешуи лу­ко­ви­цы лука и ли­стья го­ро­ха

Д) со­би­ра­тель­ные ко­неч­но­сти пчелы и пры­га­тель­ные ко­неч­но­сти куз­не­чи­ка

 

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


6
Задание 4 № 204

Кон­крет­ное мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ское из­ме­не­ние, по­вы­ша­ю­щее общий уро­вень ор­га­ни­за­ции той или иной груп­пы, на­зы­ва­ет­ся:

1) аро­мор­фоз
2) ал­ло­мор­фоз
3) конвергенция
4) общая де­ге­не­ра­ция

7
Задание 41 № 241

Опре­де­ли­те, какой спо­соб ви­до­об­ра­зо­ва­ния опи­сы­ва­ет каж­дый при­мер:

 

ПРИ­МЕР   ВИ­ДО­ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

А) в при­ро­де в пре­де­лах аре­а­ла обыч­ной осины встре­ча­ют­ся ги­гант­ские осины, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ав­то­т­ри­п­ло­и­да­ми (3n = 57)

Б) в одном и том же лесу сов­мест­но су­ще­ству­ют две расы од­но­го вида ли­сто­едов, при этом жуки одной расы оби­та­ют на ивах, а дру­гой — на оси­нах

B) из­вест­на ев­ро­пей­ская форма зайца-бе­ля­ка, у ко­то­ро­го шерсть летом бурая с ры­же­ва­то-серым от­тен­ком, а зимой — белая, и ир­ланд­ская форма, у ко­то­рой шерсть круг­лый год оста­ет­ся бурой с ры­же­ва­то-серым от­тен­ком

 

1) сим­пат­ри­че­ское

2) ал­ло­пат­ри­че­ское

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .


8
Задание 16 № 266

Из четырех приведенных пар органов (структур) живых организмов три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:

1) корневище пырея и луковица лука
2) грудные плавники рыбы и крылья птицы
3) трахеи насекомых и трахея человека
4) лист одуванчика и ловчий аппарат насекомоядного растения росянки

9
Задание 16 № 316

Установите соответствие:

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЭВОЛЮЦИИ   ПРИМЕР

1 — аналогичные органы

2 — гомологичные органы

 

а — усики гороха и усы земляники

б — жало пчелы и яйцеклад саранчи

в — зубная эмаль лисицы и чешуя акулы

г — конечности крота и конечности медведки

д — чешуевидные листья хвоща и колючки барбариса

1) 1абг; 2вд
2) 1авд; 2бг
3) 1аг; 2бвд
4) 1вгд; 2аб

10
Задание 44 № 344

Установите соответствие:

 

ПРИМЕР   ЭВОЛЮЦИОННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ

А) появление полового размножения

Б) появление вторичноводных животных

В) развитие билатеральной симметрии у животных

Г) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

Д) цветение ветроопыляемых растений ранней весной, когда на деревьях ещё нет листьев

 

1) ароморфоз

2) катаморфоз

3) алломорфоз

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: A3Б3B2Г1Д1.


11
Задание 16 № 366

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

 

ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬ­СТВО ЭВО­ЛЮ­ЦИИ   ПРИ­МЕР

1 — ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2 — го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

 

а — кры­лья со­ло­вья и кры­лья осы

б — жало пчелы и яй­це­клад куз­не­чи­ка

в — ко­люч­ки как­ту­са и хво­ин­ки пихты

г — кор­не­плод мор­ко­вии лу­ко­ви­ца тюль­па­на

д — пла­ва­тель­ный пу­зырь карпа и лег­кое си­ни­цы

1) 1аб; 2вгд
2) 1абг; 2вд
3) 1аг; 2бвд
4) 1бвд; 2аг

12
Задание 44 № 394

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

 

ПРИ­МЕР   ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НОЕ ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ

А) ре­дук­ция со­су­ди­стой си­сте­мы у ряски

Б) воз­ник­но­ве­ние двой­но­го опло­до­тво­ре­ния

В) фор­ми­ро­ва­ние об­те­ка­е­мой формы тела у китов

Г) по­яв­ле­ние ле­гоч­но­го ды­ха­ния у по­зво­ноч­ных жи­вот­ных

Д) по­яв­ле­ние у рас­те­ний при­спо­соб­ле­ний для рас­про­стра­не­ния пло­дов и семян с по­мо­щью ветра, на­при­мер па­ра­шю­ти­ка у оду­ван­чи­ка

 

1) аро­мор­фоз

2) ка­та­мор­фоз

3) ал­ло­мор­фоз

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A3Б3B2Г1Д1.


13
Задание 16 № 416

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

 

ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬ­СТВО ЭВО­ЛЮ­ЦИИ   ПРИ­МЕР

1 — ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2 — го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

 

а — усы зем­ля­ни­ки и лу­ко­ви­ца тюль­па­на

б — усики го­ро­ха и по­чеч­ные чешуи липы

в — жабры пес­ко­жи­ла и жабры го­ло­ва­сти­ка

г — клу­бень кар­то­фе­ля и кор­не­вые клуб­ни ге­ор­ги­на

д — ядо­ви­тые же­ле­зы змеи и слюн­ные же­ле­зы ко­ро­вы

1) 1абг; 2вд
2) 1абд; 2вг
3) 1бв; 2агд
4) 1вг; 2абд

14
Задание 44 № 444

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

 

ПРИ­МЕР   ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НОЕ ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ

А) по­яв­ле­ние хорды

Б) по­яв­ле­ние хло­ро­фил­ла

В) ви­до­из­ме­не­ние по­бе­га в кор­не­ви­ще у мно­го­лет­них трав

Г) раз­ви­тие раз­лич­ных типов ро­то­вых ап­па­ра­тов у на­се­ко­мых

Д) по­те­ря спо­соб­но­сти к са­мо­сто­я­тель­но­му пе­ре­дви­же­нию у взрос­ло­го ши­ро­ко­го лен­те­ца

 

 

1) аро­мор­фоз

2) ка­та­мор­фоз

3) ал­ло­мор­фоз

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A3Б3B2Г1Д1.


15
Задание 16 № 466

Установите соответствие:

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЭВОЛЮЦИИ   ПРИМЕР

1 — аналогичные органы

2 — гомологичные органы

 

а — усики гороха и усы земляники

б — жало пчелы и яйцеклад саранчи

в — зубная эмаль лисицы и чешуя акулы

г — конечности крота и конечности медведки

д — чешуевидные листья хвоща и колючки барбариса

1) 1абг; 2вд
2) 1авд; 2бг
3) 1аг; 2бвд
4) 1вгд; 2аб

16
Задание 44 № 494

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

 

ПРИ­МЕР   ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НОЕ ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ

А) по­яв­ле­ние семян и пло­дов

Б) фор­ми­ро­ва­ние пу­хо­вых пе­рье­ву птиц

В) ре­дук­ция окрас­ки тела у пе­щер­ных жи­вот­ных

Г) по­яв­ле­ние ле­гоч­но­го ды­ха­ния у по­зво­ноч­ных жи­вот­ных

Д) раз­ви­тие у рас­те­ний при­спо­соб­ле­ний для рас­про­стра­не­ния пло­дов и семян с по­мо­щью ветра, на­при­мер кры­лат­ки у клена

 

 

1) аро­мор­фоз

2) ка­та­мор­фоз

3) ал­ло­мор­фоз

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A3Б3B2Г1Д1.


17
Задание 16 № 516

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

 

ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬ­СТВО ЭВО­ЛЮ­ЦИИ   ПРИ­МЕР

1 — ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2 — го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

 

а — жабры без­зу­б­ки и жабры окуня

б — кры­лья моли и кры­лья во­ро­бья

в — усы зем­ля­ни­ки и клуб­ни кар­то­фе­ля

г — лу­ко­ви­ца­ли­лии и кор­не­плод мор­ко­ви

д — лов­чий кув­шин на­се­ко­мо­яд­но­го рас­те­ния не­пен­те­са и ко­люч­ки как­ту­са

1) 1аб; 2вгд
2) 1аб; 2вд
3) 1бв; 2агд
4) 1вд; 2абг

18
Задание 44 № 544

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

 

ПРИ­МЕР   ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НОЕ ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ

А) фор­ми­ро­ва­ние тре­тье­го за­ро­ды­ше­во­го лист­ка

Б) об­ра­зо­ва­ние по­кров­ной и ме­ха­ни­че­ской тка­ней у рас­те­ний

В) от­сут­ствие хло­ро­фил­ла ураф­фле­зии и дру­гих рас­те­ний-па­ра­зи­тов

Г) воз­ник­но­ве­ние раз­но­об­раз­ных жиз­нен­ных форму цвет­ко­вых рас­те­ний

Д) по­яв­ле­ние гиб­ко­го удли­нен­но­го тела и ко­рот­ких ногу пред­ста­ви­те­лей се­мей­ства Куньи

 

 

1) аро­мор­фоз

2) ка­та­мор­фоз

3) ал­ло­мор­фоз

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: A3Б3B2Г1Д1.


19
Задание 5 № 555

Путь эво­лю­ции, свя­зан­ный со сни­же­ни­ем мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ской ор­га­ни­за­ции, ре­дук­ци­ей ряда ор­га­нов и их си­стем в ре­зуль­та­те при­спо­соб­ле­ния ор­га­низ­мов к более про­стым усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния, на­зы­ва­ет­ся:

1) катагенез
2) арогенез
3) сим­би­оз
4) ал­ло­ге­нез

20
Задание 18 № 568

Даны пять пар при­ме­ров ор­га­нов (струк­тур) живых ор­га­низ­мов, три из ко­то­рых могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции:

 

а — млеч­ные же­ле­зы козы и по­то­вые же­ле­зы че­ло­ве­ка

б — спора бак­те­рии и циста ин­фу­зо­рии

в — ласты тю­ле­ня и ко­неч­но­сти крота

г — кры­лья ушана и кры­лья май­ско­го жука

д — по­чеч­ные чешуи то­по­ля и ко­люч­ки как­ту­са

 

Ука­жи­те, как на­зы­ва­ют­ся эти три пары ор­га­нов (струк­тур) и какие два при­ме­ра к ним не от­но­сят­ся («лиш­ние»):

1) ана­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — а, б
2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — в,г
3) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — б, г
4) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — а, д

21
Задание 13 № 613

В пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла одна часть чер­ных дроз­дов живет в глу­хих лесах, дру­гая — в на­се­лен­ных пунк­тах. Это при­мер изо­ля­ции:

1) генетической
2) этологической
3) экологической
4) морфофизиологической

22
Задание 41 № 641

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):


23
Задание 13 № 663

В пределах общего ареала одна часть зябликов гнездится в густых хвойных лесах, а другая — в невысоких и редких лиственных насаждениях с большим количеством полян. Это пример изоляции:

1) генетической
2) этологической
3) экологической
4) морфофизиологической

24
Задание 41 № 691

Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):


25
Задание 13 № 713

В пределах общего ареала одна раса кукушек откладывает голубые яйца в гнезда горихвостки и чекана, другая — светлые в крапинку яйца в гнезда славок. Это пример изоляции:

1) генетической
2) экологической
3) этологической
4) географической

26
Задание 41 № 741

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):


27
Задание 13 № 763

У близ­ких видов се­ве­ро­аме­ри­кан­ских свет­ля­ков для при­вле­че­ния осо­бей про­ти­во­по­лож­но­го пола на­блю­да­ет­ся раз­лич­ный ха­рак­тер све­то­вых вспы­шек: по дли­тель­но­сти, ча­сто­те, ин­тен­сив­но­сти. Это при­мер изо­ля­ции:

1) ге­не­ти­че­ской;
2) это­ло­ги­че­ской;
3) эко­ло­ги­че­ской;
4) гео­гра­фи­че­ской.

28
Задание 41 № 791

Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):


29
Задание 5 № 805

На­прав­ле­ние эво­лю­ции, ха­рак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся умень­ше­ни­ем числа осо­бей, пре­об­ла­да­ни­ем смерт­но­сти над рож­да­е­мо­стью, суже­ни­ем аре­а­ла, на­зы­ва­ет­ся:

1) арогенез
2) мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ский про­гресс
3) конвергенция
4) био­ло­ги­че­ский ре­гресс

30
Задание 18 № 818

Даны пять пар при­ме­ров ор­га­нов (струк­тур) живых ор­га­низ­мов, три из ко­то­рых могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции:

 

а — ко­люч­ки как­ту­са и усики го­ро­ха

б — се­ме­на сосны и споры па­по­рот­ни­ка

в — пе­ред­няя ко­неч­ность жу­рав­ля и пе­ред­няя ко­неч­ность но­со­ро­га

г — иглы ежа и шерсть со­ба­ки

д — глаза ли­си­цы и глаза куз­не­чи­ка

 

Ука­жи­те, как на­зы­ва­ют­ся эти три пары ор­га­нов (струк­тур) и какие два при­ме­ра к ним не от­но­сят­ся («лиш­ние»):

1) ана­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — а, в
2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — б, г
3) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — б, д
4) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — а, д

31
Задание 5 № 855

Расхождение признаков у родственных организмов или их групп, являющееся результатом приспособления к разным условиям существования, называется:

1) арогенез
2) катагенез
3) дивергенция
4) конвергенция

32
Задание 18 № 868

Даны пять пар примеров органов (структур) животных, три из которых могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции:

 

а — почечные чешуи тополя и иглы ели

б — колючки боярышника и колючки ежевики

в — крылья летучей мыши и крылья майского жука

г — ласты тюленя и конечности крота

д — светочувствительный глазок эвглены и глаз кальмара

 

Укажите, как называются эти три пары органов (структур) и какие два примера к ним не относятся («лишние»):

1) аналогичные органы; «лишние» примеры — г, д
2) аналогичные органы; «лишние» примеры — а, г
3) гомологичные органы; «лишние» примеры — а, б
4) гомологичные органы; «лишние» примеры — в, г

33
Задание 5 № 905

Ви­до­об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое про­те­ка­ет в пре­де­лах аре­а­ла ис­ход­но­го вида, когда по­пу­ля­ции не могут скре­щи­вать­ся в силу био­ло­ги­че­ской изо­ля­ции, на­зы­ва­ет­ся:

1) сим­пат­ри­че­ское
2) ал­ло­пат­ри­че­ское
3) ал­ло­ге­нез
4) конвергенция

34
Задание 18 № 918

Даны пять пар при­ме­ров ор­га­нов (струк­тур) жи­вот­ных, три из ко­то­рых могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции:

 

а — лист оду­ван­чи­ка и лов­чий ап­па­рат ро­сян­ки

б — тра­хеи на­се­ко­мых и тра­хея че­ло­ве­ка

в — ко­неч­но­сти реч­но­го рака и ко­неч­но­сти яще­ри­цы

г — пе­ред­ние ко­неч­но­сти ля­гуш­ки и ласты кита

д — ядо­ви­тые же­ле­зы змеи и слюн­ные же­ле­зы че­ло­ве­ка

 

Ука­жи­те, как на­зы­ва­ют­ся эти три пары ор­га­нов (струк­тур) и какие два при­ме­ра к ним не от­но­сят­ся («лиш­ние»):

1) ана­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — а, д
2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — б, г
3) гомологичные органы; «лишние» примеры — в, г
4) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны; «лиш­ние» при­ме­ры — б, в

35
Задание 13 № 963

В начале XX века в результате интенсивного отстрела соболя его ареал был разорван на множество небольших частей, удаленных друг от друга на значительные расстояния. Это пример изоляции:

1) генетической
2) этологической
3) экологической
4) географической

36
Задание 41 № 991

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

 

ОР­ГА­НЫ (СТРУК­ТУ­РЫ)   СХЕМА СПО­СО­БА

A) ко­рень оду­ван­чи­ка и кор­не­ви­ще пырея

Б) кры­лья ле­ту­чей мыши и кры­лья ба­боч­ки

В) по­чеч­ные чешуи то­по­ля и ко­люч­ки как­ту­са

Г) ядо­ви­тые же­ле­зы га­дю­ки и слюн­ные же­ле­зы яще­ри­цы

Д) бе­га­тель­ные ко­неч­но­сти та­ра­ка­на и ро­ю­щие ко­неч­но­сти мед­вед­ки

 

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


37
Задание 13 № 1013

В пре­де­лах об­ще­го аре­а­ла одна часть чер­ных дроз­дов живет в глу­хих лесах, дру­гая — в на­се­лен­ных пунк­тах. Это при­мер изо­ля­ции:

1) генетической
2) этологической
3) экологической
4) морфофизиологической

38
Задание 41 № 1041

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

 

ОР­ГА­НЫ (СТРУК­ТУ­РЫ)   СХЕМА СПО­СО­БА

A) иглы ежа и шерсть со­ба­ки

Б) кры­лья ле­ту­чей мыши и ласты кита

В) кор­не­плод мор­ко­ви и клу­бень кар­то­фе­ля

Г) се­мян­ка под­сол­неч­ни­ка и зер­нов­ка пше­ни­цы

Д) гры­зу­щий ро­то­вой ап­па­рат са­ран­чи и со­су­щий ро­то­вой ап­па­рат ба­боч­ки

 

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


39
Задание 13 № 1063

B пределах общего ареала одна часть зябликов гнездится в густых хвойных лесах, а другая - в невысоких и редких лиственных насаждениях c большим количеством полян. Это пример изоляции:

1) генетической
2) этологической
3) экологической
4) морфофизиологической

40
Задание 41 № 1091

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

 

ОР­ГА­НЫ (СТРУК­ТУ­РЫ)   СХЕМА СПО­СО­БА

A) ласты тю­ле­ня и ко­неч­но­сти крота

Б) се­ме­на сосны и споры па­по­рот­ни­ка

B) кор­не­ви­ще пырея и клу­бень кар­то­фе­ля

Г) лист оду­ван­чи­ка и лов­чий ап­па­рат ро­сян­ки

Д) ро­ю­щие ко­неч­но­сти мед­вед­ки и пла­ва­тель­ные ко­неч­но­сти жука пла­вун­ца

 

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


41
Задание 13 № 1113

В пределах общего ареала одна раса кукушек откладывает голубые яйца в гнезда горихвостки и чекана. другая - светлые в крапинку яйца в гнезда славок. Это пример изоляции

1) генетической
2) этологической
3) экологической
4) географической

42
Задание 41 № 1141

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

 

ОР­ГА­НЫ (СТРУК­ТУ­РЫ)   СХЕМА СПО­СО­БА

A) иглы ежа и шерсть со­ба­ки

Б) жало пчелы и яй­це­клад на­езд­ни­ка“

B) ко­ро­боч­ка сфаг­ну­ма и ко­ро­боч­ка мака

Г) соч­ные чешуи лу­ко­ви­цы лука и ли­стья фа­со­ли

Д) бе­га­тель­ные ко­неч­но­сти та­ра­ка­на и ро­ю­щие ко­неч­но­сти мед­вед­ки

 

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


43
Задание 11 № 1161

В про­цес­се эво­лю­ции у арк­ти­че­ских рыб в со­ста­ве жиров по­вы­си­лось со­дер­жа­ние не­на­сы­щен­ных жир­ных кис­лот, что сни­жа­ет тем­пе­ра­ту­ру за­твер­де­ва­ния. Это при­мер адап­та­ции:

1) этологической
2) поведенческой
3) физиологической
4) морфологической

44
Задание 41 № 1191

Определите, какой способ видообразования описывает каждый пример:

 

ПРИМЕР   ВИДООБРАЗОВАНИЕ

А) гигантская энотера (2n=48) получена на основе полиплоидии из обычной формы энотеры (2n=24)

Б) в Северном полушарии произрастает три близкородственных вида лиственниц: европейская — в Европе, даурская — в Восточной Сибири, американская — в Северной Америке

B) на сенокосных лугах существует несколько подвидов большого погремка, один из которых успевает отцвести и дать семена до укоса, другой цветет в конце лета после укоса

 

1) симпатрическое

2) аллопатрическое

 

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .


45
Задание 4 № 1204

Рас­хож­де­ние при­зна­ков у род­ствен­ных ор­га­низ­мов или их групп в про­цес­се эво­лю­ции, на­зы­ва­ет­ся:

1) арогенез
2) катагенез
3) дивергенция
4) конвергенция

46
Задание 11 № 1211

В процессе эволюции у мангровых растений, распространенных на периодически затопляемых участках побережий Юго-Восточной Азии, Океании и других, сформировались ходульные корни. Это пример адаптации:

1) поведенческой
2) биохимической
3) физиологической
4) морфологической

47
Задание 41 № 1241

Опре­де­ли­те, какой спо­соб ви­до­об­ра­зо­ва­ния опи­сы­ва­ет каж­дый при­мер:

 

ПРИ­МЕР   ВИ­ДО­ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

А) по каж­дую сто­ро­ну от Па­нам­ско­го пе­ре­шей­ка мор­ские бес­по­зво­ноч­ные пред­став­ле­ны раз­лич­ны­ми, хотя и близ­ко­род­ствен­ны­ми ви­да­ми

Б) не­ко­то­рые по­пу­ля­ции ло­со­сей не­ре­стят­ся не еже­год­но, а через год, при этом в одно и тоже место на не­рест в чет­ный год при­хо­дит одна по­пу­ля­ция, а в не­чет­ный — дру­гая

B) сов­мест­но су­ще­ству­ют ди­пло­ид­ная, три­п­ло­ид­ная и тет­рап­ло­ид­ная расы зем­ля­ни­ки лес­ной, при­чем три­п­ло­и­ды по мощ­но­сти раз­ви­тия ве­ге­та­тив­ной массы пре­вос­хо­дят ди­пло­и­ды и тет­рап­ло­и­ды

 

1) сим­пат­ри­че­ское

2) ал­ло­пат­ри­че­ское

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .


48
Задание 11 № 1261

В про­цес­се эво­лю­ции у ны­ря­ю­щих жи­вот­ных уве­ли­чи­лось со­дер­жа­ние мио­гло­би­на — транс­порт­но­го белка, ко­то­рый пе­ре­но­сит кис­ло­род в мыш­цах. Это при­мер адап­та­ции:

1) этологической
2) поведенческой
3) физиологической
4) морфологической

49
Задание 41 № 1291

Опре­де­ли­те, какой спо­соб ви­до­об­ра­зо­ва­ния опи­сы­ва­ет каж­дый при­мер:

 

ПРИ­МЕР   ВИ­ДО­ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ

А) куль­тур­ная слива — есте­ствен­ный ал­ло­тет­рап­ло­ид, воз­ник­ший из терна и алычи

Б) в за­пад­ной части Се­вер­ной Аме­ри­ки в ре­зуль­та­те про­стран­ствен­но­го раз­де­ле­ния аре­а­ла лап­чат­ки про­изо­шло об­ра­зо­ва­ние че­ты­рех новых под­ви­дов

B) два близ­ких сов­мест­но оби­та­ю­щих вида дро­зо­фил раз­мно­жа­ют­ся в одно и то же время года, но в раз­ное время суток: один — в су­ме­реч­ное время, а дру­гой — в утрен­ние часы

 

1) сим­пат­ри­че­ское

2) ал­ло­пат­ри­че­ское

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .


50
Задание 16 № 1366

Из четырех приведенных пар органов (структур) живых организмов три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:

1) ко­люч­ки бар­ба­ри­са и ли­стья клена;
2) пе­ред­ние ко­неч­но­сти но­со­ро­га и кры­лья жу­рав­ля;
3) сто­лон кар­то­фе­ля и кор­не­ви­ще пырея;
4) воз­душ­ные мешки на­се­ко­мых и воз­душ­ные мешки птиц.

51
Задание 16 № 1416

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных пар ор­га­нов (струк­тур) живых ор­га­низ­мов три могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый та­ко­вым до­ка­за­тель­ством не яв­ля­ет­ся:

1) крыло ба­боч­ки и крыло птицы
2) ко­ро­боч­ка ку­куш­ки­на льна и ко­ро­боч­ка мака
3) ядо­ви­тые же­ле­зы га­дю­ки и слюн­ные же­ле­зы яще­ри­цы
4) све­то­чув­стви­тель­ный гла­зок (стиг­ма) эв­гле­ны и глаз каль­ма­ра

52
Задание 16 № 1466

Из четырех приведенных пар органов (структур) живых организмов три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:

1) ко­рень оду­ван­чи­ка и кор­не­ви­ще пырея
2) лег­кое птицы и лег­кое ви­но­град­ной улит­ки
3) ласты моржа и пла­ва­тель­ные ко­неч­но­сти жука пла­вун­ца
4) лист оду­ван­чи­ка и лов­чий ап­па­рат на­се­ко­мо­яд­но­го рас­те­ния ро­сян­ки.

53
Задание 16 № 1516

Из четырех приведенных пар органов (структур) живых организмов три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:

1) ко­люч­ки как­ту­са и хво­ин­ки пихты
2) брюш­ные плав­ни­ки рыб и зад­ние ласты моржа
3) ядо­ви­тые же­ле­зы змеи и слюн­ные же­ле­зы че­ло­ве­ка
4) све­то­чув­стви­тель­ный гла­зок (стиг­ма) эв­гле­ны и глаз каль­ма­ра

54
Задание 16 № 1567

Ука­жи­те при­ме­ры, под­твер­жда­ю­щие био­ге­не­ти­че­ский закон:

 

а) фор­ми­ро­ва­ние пе­ре­по­нок между паль­ца­ми ног у во­до­пла­ва­ю­щих птиц;

б) от­сут­ствие хво­ста у че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян;

в) на­ли­чие нерв­ной труб­ки у лан­цет­ни­ка;

г) на­ли­чие пуха у птен­цов вы­вод­ко­вых птиц;

д) один круг кро­во­об­ра­ще­ния у го­ло­ва­сти­ка ля­гуш­ки.

1) а, г, д
2) б, в
3) в, г, д
4) только д

55
Задание 16 № 1617

Укажите примеры, подтверждающие биогенетический закон:

 

а) предупреждающая окраска у ядовитых животных;

б) наличие однослойного эпителия у эмбриона челове­ка на ранних стадиях развития;

в) формирование плавниковых лучей у рыб;

г) закладка хорды у зародыша птиц;

д) редукция органов чувств у паразитических червей.

1) а, в, д
2) 6, г, д
3) б, в, г
4) только б, г

56
Задание 16 № 1667

Укажите примеры, подтверждающие биогенетический закон:

 

а) отсутствие хвоста у человекообразных обезьян;

б) трехкамерное сердце у зародыша человека на одной из стадий развития;

в) редукция пищеварительной системы у ряда паразитических червей;

г) закладка хорды у зародыша собаки;

д) полное разделение артериального и венозного кровотоков у птиц.

1) а, б, г
2) а, в, д
3) б, г, д
4) только б, г

57
Задание 16 № 1717

Срав­ни­те со­став мо­ле­кул жиров (а—в) и рас­по­ло­жи­те дан­ные ве­ще­ства по убы­ва­нию тем­пе­ра­ту­ры их плав­ле­ния:

1) а → б → в;
2) а → в → б;
3) 6 → в → а;
4) в → б → а.

58
Задание 16 № 1767

В одной семье маль­чик был не­спо­со­бен за­ги­бать язык назад, как и его стар­шая сест­ра. Млад­шая сест­ра, ро­ди­те­ли и тетя со сто­ро­ны отца могли это де­лать, а дядя со сто­ро­ны ма­те­ри — нет. Опре­де­ли­те тип на­сле­до­ва­ния этой спо­соб­но­сти:

1) ауто­сом­но-ре­цес­сив­ный;
2) ауто­сом­но-до­ми­нант­ный;
3) сцеп­лен­ный с Х-хро­мо­со­мой, ре­цес­сив­ный;
4) сцеп­лен­ный с Х-хро­мо­со­мой, до­ми­нант­ный.

59
Задание 16 № 1817

В хро­мо­со­ме ло­ка­ли­зо­ва­ны гены А, В, С. Они не все­гда на­сле­ду­ют­ся сцеп­лен­но, так как часто сцеп­ле­ние на­ру­ша­ет­ся крос­син­го­ве­ром. Было уста­нов­ле­но, что гены А и В на­сле­ду­ют­ся сов­мест­но в 4 раза чаще, чем А и С, а также в 5 раз чаще, чем В и С. Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние, ха­рак­те­ри­зу­ю­щее вза­им­ное рас­по­ло­же­ние генов:

1) рас­сто­я­ние между ге­на­ми А и В боль­ше, чем между ге­на­ми В и С;
2) рас­сто­я­ние между ге­на­ми А и С мень­ше, чем между ге­на­ми А и В;
3) рас­сто­я­ние между ге­на­ми В и А боль­ше, чем между ге­на­ми Си А;
4) рас­сто­я­ние между ге­на­ми А и С мень­ше, чем между ге­на­ми В и С.

Пройти тестирование по этим заданиям